ПИОНЕРАМ ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМА СССР
(просьба)
Мы опаздываем. Как всегда….
Этот раздел необходим был лет ……надцать в прошедшем столетии. Более четверти
века тому назад, на заре зарождения массового дельтапланеризма в Советском Союзе,
не обращая внимания на профессии (или их отсутствие) - инженеры и столяры,
биологи и сапожники, научные работники любых специальностей и студенты, артисты
и трактористы, пионеры и пенсионеры, благодаря стремительному развитию
дельтапланеризма в семидесятые годы – получили реальную возможность, не
испрашивая унизительно у чиновников дозволения ощутить неповторимое чувство
свободного полёта – в подвалах или сараях, каждый в меру своих сил и знаний,
делать свои крылья по, невесть откуда взявшимся полуслепым фотографиям
или наспех набросанным карандашным рисункам «знатоков». Законы аэродинамики и
практики полётов, большинством начинающих пилотов, познавались на своих синяках
и шишках. Количество чрезвычайных лётных происшествий по всей территории СССР
было запредельным (в это время «за бугром» тоже было не намного лучше – в небе
работают физические законы, а не социальные). Возникла необходимость не только
изучать теорию и практику полёта (с чем, как показывает время - мы справились),
но и делиться своим опытом преодоления «повседневных трудностей» авиастроения и
безопасной организации полётов.
Дорогой ценой пришлось платить дельтапланеристам конца семидесятых – начала
восьмидесятых, за новые знания. Много наших друзей и товарищей мы потеряли. Этот
список пополнился ещё и моторизацией дельтаплана.
В самом конце восьмидесятых – начале девяностых, в СССР, стал также стремительно
развиваться парапланеризм. Довольно длительное время первыми парапланеристами
были дельтапланеристы. Но, как и положено, пришли новые поколения людей. Прошло
всего лишь десятилетие и, история повторилась. Сегодня и парапланеризм уже вышел
из своего розовощёкого детства, да и отрочество у него уж далеко позади.
История авторства изобретения летательного аппарата, по сути, схожа с
историей изобретения колеса. Принципиально нельзя указать на самого первого «авиаконструктора».
У любой, даже самой революционной идеи или изобретения – найдётся своя
предистория со своими авторами. Однако, даже самое малое приближение к истине,
делается конкретными людьми и, к счастью, в отношении сверхлёгкой авиации,
многое происходило на наших глазах.
В конце семидесятых, самом начале восьмидесятых, когда мы усиленно
самообучались, в дельтаклубе «Курчатовец», института атомной энергии им. И. В.
Курчатова, Московской областной федерацией, на базе существующих курчатовских
клубных курсов, было организовано обучение для всех желающих Москвы, Подмосковья
и прилегающих областей. Преподавателями на курсах были привлечены ведущие пилоты
Москвы и области, научные сотрудники. Уже тогда, один из наших преподавателей,
ведущий курс по истории авиации и дельтапланеризма – Казьмин Виктор Владимирович
безуспешно пытался выяснить – кто же первым сделал дельтаплан в СССР и первым
совершил полёт на своём аппарате. Где ЭТО произошло: в Черновцах или Барнауле, в
Москве или Киеве, в Харькове или Красноярске, в Львове или Риге, в
Днепропетровске или Томске, в Минске или ….?
Ну а сегодня, если послушать некоторых «бывалых», то окажется, что не только
дельтапланеристы, но уже и современные парапланеристы совершали свои полёты
несравнимо раньше Лиллиенталя. А, не замеченные современниками в личных полётах
прожектёры от авиации – упорно доказывают своё первенство перед великим Леонардо.
История нашей страны, да и остальные великие и карликовые державы, - показывает,
что эту самую историю легко можно переписать и навязать под нужды правящих. Тем
паче, учитывая фантастическую скромность и добродушие нашего народа, полное
отсутствие педантизма, так присущего некоторым другим народам и народностям, и
перепись получается не такой уж сложной.
Многих прекрасных людей-товарищей нет среди нас. Витя Болдырев, Слава Лепёхин,
Олег Мацепуро, Толя Кевшин, Валера Покотилов, Толя Клименко, Витя Казьмин, Женя
Евтушенко, Женя Гриненко, И.А. Вишняков – первый начальник дельтапланерного
отдела, под руководством которого была подготовлена основная документальная база
дельтапланеризма СССР, ….. и, да простят меня не менее достойные любимые и
уважаемые нами многие другие.
Нынче за окном – другое тысячилетие. За партами – школьники - дети и внуки не
только пионеров дельтапланеризма. На простые вопросы об истории авиации нашей
Родины, девяти- десятиклассники, не могут вспомнить ни одной фамилии
соотечественников (Можайского, Сикорского, Мациевича, Уточкина, Ефимова, Гаккеля,
Гризодубова, Шиукова, Россинского, Кудашева, Анохина …... ).
Мы позволили разбить нашу страну на удельные княжества. В каждом – свой
четырежды Герой. Но Родина у нас одна. Одна история.
Большая просьба к Табакееву Евгению Дмитриевичу, Янцеву Виктору, Уткину Юре,
Гохбергу Михаилу Борисовичу (Москва), Капиносу Юре и Гришенчуку Серёже (Киев),
Коркачу Толе (Днепропетровск), Нор-Аревяну Серёже (Ростов-на-Дону), братьям
Коваленко (Красноярск), Васильеву Саша (Туапсе), Комисарову Игорю (Куйбышев),
Богомолову Валере (Калининград), Рыбкину Вите и Жеглову Валере (Долгопрудный),
Кузнецову Саше (Феодосия), Позднякову П.И. (Минводы),
Смолякову Илье (Ессентуки) и Клёпову Саше (Пятигорск), Казанцеву Серёже (теперь,
кажется – Казахстан), Михайлову Володе (Ленинград), ребятам и замечательным
девушкам-дельтапланеристкам из Томска, Омска, Харькова, Волгограда, Пятигорска,
и другим дельтапланеристам: прошло время, упорядочились эмоции, пришли новые
поколения, которых нельзя оставить в неведении своей совсем недавней истории.
Прошу прощения за названия городов по времени совместного проживания. Нельзя
дать вымарать из прожитого вашу жизнь и многие жизни друзей-товарищей с которыми
«пили из (одной) банки из-под баклажанной икры». Иначе опять будут «белые пятна».
Ну а, как известно: свято место – пусто не бывает.
Сложилась своя история и у парапланеристов. Ребята, учитывая временной
промежуток – вам – легче. Просьба – проделать такую же работу. Время не только
лечит, но и калечит. Калечит нашу историю.
Трудное это дело писать о своём, даже недавно прожитом. Особенно, если
основной источник – память. Но, думаю, не вас убеждать в необходимости этой
работы. Напишите свои воспоминания о вашей авиационной жизни. Уверен, это не
пустая работа. Если у вас есть публикации, просьба – сообщить нам источник
публикаций, или прислать его нам. При условии Вашего разрешения – мы с
благодарностью поместим Ваши работы у нас на сайте.
Спасибо ВАМ! Живите долго.
Фирсов Павел.
Благодарим Андрея Вячеславовича Кареткина за
предоставленную рукопись.
Автор с благодарностью воспримет Ваши замечания и добавления.
Письма писать на
newpulsar@on.ru