Новости
Наш авиацентр
Обучение
Статьи и юмор
FAQ
Спортивная жизнь
Фотографии
Места полетов
Безопасность
Ссылки
Контакты

-= Из нашей почты =-
Фирсов П.С.
Андрей Кареткин
Саша Уклист
Валерий Гвозд
Григорий Бондаренко
Дмитрий Масленников
Катерина Школина
Юра Дьячков
Наташа Евсеева
Алексей Малышев
Алексей Фомичев
Марина Щелкунова

ПИОНЕРАМ ДЕЛЬТАПЛАНЕРИЗМА СССР
(просьба)

Мы опаздываем. Как всегда….

Этот раздел необходим был лет ……надцать в прошедшем столетии. Более четверти века тому назад, на заре зарождения массового дельтапланеризма в Советском Союзе, не обращая внимания на профессии (или их отсутствие) - инженеры и столяры, биологи и сапожники, научные работники любых специальностей и студенты, артисты и трактористы, пионеры и пенсионеры, благодаря стремительному развитию дельтапланеризма в семидесятые годы – получили реальную возможность, не испрашивая унизительно у чиновников дозволения ощутить неповторимое чувство свободного полёта – в подвалах или сараях, каждый в меру своих сил и знаний, делать свои крылья по, невесть откуда взявшимся полуслепым фотографиям или наспех набросанным карандашным рисункам «знатоков». Законы аэродинамики и практики полётов, большинством начинающих пилотов, познавались на своих синяках и шишках. Количество чрезвычайных лётных происшествий по всей территории СССР было запредельным (в это время «за бугром» тоже было не намного лучше – в небе работают физические законы, а не социальные). Возникла необходимость не только изучать теорию и практику полёта (с чем, как показывает время - мы справились), но и делиться своим опытом преодоления «повседневных трудностей» авиастроения и безопасной организации полётов.

Дорогой ценой пришлось платить дельтапланеристам конца семидесятых – начала восьмидесятых, за новые знания. Много наших друзей и товарищей мы потеряли. Этот список пополнился ещё и моторизацией дельтаплана.
В самом конце восьмидесятых – начале девяностых, в СССР, стал также стремительно развиваться парапланеризм. Довольно длительное время первыми парапланеристами были дельтапланеристы. Но, как и положено, пришли новые поколения людей. Прошло всего лишь десятилетие и, история повторилась. Сегодня и парапланеризм уже вышел из своего розовощёкого детства, да и отрочество у него уж далеко позади.

История авторства изобретения летательного аппарата, по сути, схожа с историей изобретения колеса. Принципиально нельзя указать на самого первого «авиаконструктора». У любой, даже самой революционной идеи или изобретения – найдётся своя предистория со своими авторами. Однако, даже самое малое приближение к истине, делается конкретными людьми и, к счастью, в отношении сверхлёгкой авиации, многое происходило на наших глазах.

В конце семидесятых, самом начале восьмидесятых, когда мы усиленно самообучались, в дельтаклубе «Курчатовец», института атомной энергии им. И. В. Курчатова, Московской областной федерацией, на базе существующих курчатовских клубных курсов, было организовано обучение для всех желающих Москвы, Подмосковья и прилегающих областей. Преподавателями на курсах были привлечены ведущие пилоты Москвы и области, научные сотрудники. Уже тогда, один из наших преподавателей, ведущий курс по истории авиации и дельтапланеризма – Казьмин Виктор Владимирович безуспешно пытался выяснить – кто же первым сделал дельтаплан в СССР и первым совершил полёт на своём аппарате. Где ЭТО произошло: в Черновцах или Барнауле, в Москве или Киеве, в Харькове или Красноярске, в Львове или Риге, в Днепропетровске или Томске, в Минске или ….?

Ну а сегодня, если послушать некоторых «бывалых», то окажется, что не только дельтапланеристы, но уже и современные парапланеристы совершали свои полёты несравнимо раньше Лиллиенталя. А, не замеченные современниками в личных полётах прожектёры от авиации – упорно доказывают своё первенство перед великим Леонардо. История нашей страны, да и остальные великие и карликовые державы, - показывает, что эту самую историю легко можно переписать и навязать под нужды правящих. Тем паче, учитывая фантастическую скромность и добродушие нашего народа, полное отсутствие педантизма, так присущего некоторым другим народам и народностям, и перепись получается не такой уж сложной.

Многих прекрасных людей-товарищей нет среди нас. Витя Болдырев, Слава Лепёхин, Олег Мацепуро, Толя Кевшин, Валера Покотилов, Толя Клименко, Витя Казьмин, Женя Евтушенко, Женя Гриненко, И.А. Вишняков – первый начальник дельтапланерного отдела, под руководством которого была подготовлена основная документальная база дельтапланеризма СССР, ….. и, да простят меня не менее достойные любимые и уважаемые нами многие другие.
Нынче за окном – другое тысячилетие. За партами – школьники - дети и внуки не только пионеров дельтапланеризма. На простые вопросы об истории авиации нашей Родины, девяти- десятиклассники, не могут вспомнить ни одной фамилии соотечественников (Можайского, Сикорского, Мациевича, Уточкина, Ефимова, Гаккеля, Гризодубова, Шиукова, Россинского, Кудашева, Анохина …... ).

Мы позволили разбить нашу страну на удельные княжества. В каждом – свой четырежды Герой. Но Родина у нас одна. Одна история.

Большая просьба к Табакееву Евгению Дмитриевичу, Янцеву Виктору, Уткину Юре, Гохбергу Михаилу Борисовичу (Москва), Капиносу Юре и Гришенчуку Серёже (Киев), Коркачу Толе (Днепропетровск), Нор-Аревяну Серёже (Ростов-на-Дону), братьям Коваленко (Красноярск), Васильеву Саша (Туапсе), Комисарову Игорю (Куйбышев), Богомолову Валере (Калининград), Рыбкину Вите и Жеглову Валере (Долгопрудный), Кузнецову Саше (Феодосия), Позднякову П.И. (Минводы), Смолякову Илье (Ессентуки) и Клёпову Саше (Пятигорск), Казанцеву Серёже (теперь, кажется – Казахстан), Михайлову Володе (Ленинград), ребятам и замечательным девушкам-дельтапланеристкам из Томска, Омска, Харькова, Волгограда, Пятигорска, и другим дельтапланеристам: прошло время, упорядочились эмоции, пришли новые поколения, которых нельзя оставить в неведении своей совсем недавней истории. Прошу прощения за названия городов по времени совместного проживания. Нельзя дать вымарать из прожитого вашу жизнь и многие жизни друзей-товарищей с которыми «пили из (одной) банки из-под баклажанной икры». Иначе опять будут «белые пятна». Ну а, как известно: свято место – пусто не бывает.

Сложилась своя история и у парапланеристов. Ребята, учитывая временной промежуток – вам – легче. Просьба – проделать такую же работу. Время не только лечит, но и калечит. Калечит нашу историю.

Трудное это дело писать о своём, даже недавно прожитом. Особенно, если основной источник – память. Но, думаю, не вас убеждать в необходимости этой работы. Напишите свои воспоминания о вашей авиационной жизни. Уверен, это не пустая работа. Если у вас есть публикации, просьба – сообщить нам источник публикаций, или прислать его нам. При условии Вашего разрешения – мы с благодарностью поместим Ваши работы у нас на сайте.

Спасибо ВАМ! Живите долго.

Фирсов Павел.

Благодарим Андрея Вячеславовича Кареткина за предоставленную рукопись.
Автор с благодарностью воспримет Ваши замечания и добавления.

Письма писать на newpulsar@on.ru
 




Гостевая
Форумы
Поиск
Подписка
Погода

Design and support by e-Symbol, 2001