Алексей Малышев
КАК
ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ ИЛИ ДОРОГА В ОБЛАКА
Закрываю
глаза и вспоминаю далекий `95 год… мне 15 лет,
школа №154, 9-ый «б», парапланы. Нет, стоп!
Сначала была именно незабвенная и моя самая
любимая, прославленная 154-ая средняя школа г.
Москвы. Вспоминаю. Сижу я как-то на уроке, на
каком именно, это сказать уже сложно, но это
и не важно. Значит, идет урок. Заходят к нам
ребята во главе с серьезного вида мужчиной
в кожаной куртке – сразу ясно: руководитель.
Извиняются и спрашивают разрешения отнять
немного времени от урока и рассказать
классу про свой детско-юношеский клуб
сверхлегкой авиации «Пульсар». Как и всегда,
все подумали, что пришли в очередной раз
агитировать в какой-нибудь кружок или
секцию, т.к. тогда это было отнюдь не редкое
явление, и учительница предоставила нашим
гостям часть времени от урока, чем и было,
главным образом, вызвано всеобщее
ликование. Нашему классу рассказали что это
за клуб и чем в нем занимается молодежь
нашего возраста, дополняя свой рассказ
красивыми цветными фотографиями. Из всего
рассказанного мы поняли только, что это
клуб обучающий летать, и записывает
желающих в группу для первоначального
обучения этому делу. В итоге, в этот пульсар
записалась добрая половина нашего класса,
что в общем-то и не удивительно, - тогда у нас
записывались все и везде. Подсознательная
любовь к небу и полетам у меня была всегда.
Уже, наверное, в крови из поколения в
поколение передается: прадед – летчик (генерал-лейтенант),
дед – штурман (подполковник), отец –
штурман (полковник), вот и у меня все детство
прошло в авиагородоках. А тут еще и
Тушинский аэродром рядом, красота: летают
самолеты, вертолеты, парашютисты прыгают… Короче говоря, подумал тогда, что
не плохо было бы также полетать, а тут –
такая возможность, можно сказать, один шаг
до мечты! Так началась моя «дорога в облака».
Были лекции, экзамены, получил летную
книжку, вливался в коллектив, пробежки,
подлеты, первый полет, первые 5 минут налета
– торт инструкторам. С нашего набора
осталось не больше семи человек, причем со
всех групп (не все рождены летать!..). Подошло
лето, и все чаще в нашем «Пульсаре» я слышал
это непонятное и загадочное слово «Юца».
Уже
и не помню, какими способами, правдами и
неправдами мне удалось уговорить родителей
отпустить своего 14-ти летнего отпрыска
одного на Кавказ летать на какой-то Юце и
жить в палатке целый месяц, но в июне я уже с
шумной и веселой компанией летел в поезде «Москва-Кисловодск»
на Юцу – к неизведанному и прекрасному!
Алексей
2002г.
Юца.
Место, где выживает сильнейший.
1.
"Вот оно!" - "Шо це, батько?" - "Це
Юца, сынку".
Приступая
к описанию места под названием Юца хотелось
бы, чтобы требовательный читатель когда-нибудь,
да и посетил Кавказ. История нашей страны
связана с этим прекрасным краем, и давайте
не забывать о замечательных местах России.
Итак,
Юца моими глазами (первые впечатления):
Моросит дождь. На дворе июль 1996 года.
Скользко и перед глазами москвича
возникает горка в окне автобуса,
кажущаяся покрытой кустами и лесом (ну,
это только на первый взгляд). Мои бывалые
товарищи заохали, заахали, а я-то,
стесненный народом и всевозможными
сумками, думал примерно так: ну горка, ну
дождь, ну гадость какая-то в воздухе
летает - боже, ниспошли ты нам
благополучное поднятие на эту
возвышенность. И, размышляя таким
образом, я осознал реальность: мы
приехали, я уже топал по щебню. Признаться,
все же было интересно, что там вверху? А там
летала штука, называемая дельтапланом. И
впоследствии я осознал, как стала близко
мне эта горка, ущелье, по которому мы
карабкались в первый раз, соревнуясь друг с
другом и поскальзываясь на мокром гравии. В
общем, мы выбрались из ущелья, и тут передо
мной возникла картинка: дул порывистый
ветер, вокруг было поле или, лучше сказать,
равнина со всевозможными кустами и белой
дорожкой в середине. Потопали - пришли к
табличке, оживившей нас всех и гласившей
"Дельтадром Юца", стало любопытно,
совсем уж любопытно, - куда я попал?!! Справа
какие-то захудалые лачужки, похожие на
типичный поселок временного назначения в
Казахстане, на одном из здании развевался
флаг и непонятная мне субстанция - ну,
чайником я был (это был колдун:
приспособление из материи, ввиде носка с
обрезаноой носовой частью, предназначенное
для определения направления ветра). А потом
я увидел ГАЗ - 66 и кучу мусора с вещами, среди
которых я скромно заметил свой рюкзачище,
который раздулся с поезда до небывалых
размеров. Что же вы думали - думали в сказку
попали??!!!
Сначала я стал ставить
по-мощному палатку (в этом я тоже был
чайником), потом после сражений с
народом за место под солнцем для палатки
и многочисленных увещаний нашего
главного, Пал Семеныча (именно так
должно это писаться и произноситься), мы
поехали по дрова в ближайшую чащобу, ну,
можно ли это назвать чащобой, не знаю -
одним словом, лес поганенький и бедный
растительностью. Ну, и как обычно (это я
тоже понял потом) дрова рубили и таскали
только те, кому было делать нечего, то
есть, кто заставлял идти за дровишками (в
основном всякие инструктора -
руководители полетов и общественной деятельности, они были, как
пионервожатые - самые взрослые.
2. Вот оно - началось и продолжалось ровно
31 день.
Вот так-то мы и дошли до полетов: после
установки хозблоков, называемых "палатками
обыкновенными", мы осмотрелись и все
поняли. Нам предстояло много и много
бессонных утренних часов и куча
многочисленных взбираний на горку. Эх,
Джуца, сколько же соленых капель пота ты в
себя впитала, а падали эти капли с
парапланиристов, забиравшихся на горку в
надежде предвкушавшегося полета.
Начались трудовые будни и жизнь, полная
лишений нашего трудового, накопленного в
Москве веса и в то же время полная
прекрасных наслаждений ощущения полета.
Опишем хотя бы один пример великолепного:
когда ты взлетаешь и чувствуешь себя высоко
и свободно, когда над тобой купол и
безбрежное море облаков и неба, когда дух
захватывает от сознания того, что ты, червь,
которому не дано летать, летишь и смотришь
вниз, сознавая свое превосходство над всеми;
скажу честно, забываешь обо всем и
становишься выше всех проблем и реалий
нашей жизни. К сожалению, на первой Юце из-за
своей глупости я повредил верхнюю
конечность, и в течение где-то двух недель
был не допущен к полетам. И можно испугаться,
сказав, что это все того не стоит: но - нет, я
скажу другое - стоит, еще как!!! Итак, сидя на
земле и наблюдая, мне было ужасно плохо,
однако для меня это был хороший урок, давший
мне понять, что самое главное - это
безопасность во всем, а спешка и глупая
тщеславность просто не нужны человеку в
таких экстремальных видах спорта, как
парапланеризм.
Наверное, немного непонятно для чего все
это нужно, но я скажу. На г. Джуца, что в
нескольких километрах от Пятигорска,
проходит ежегодный юношеский и взрослый
чемпионат России и СНГ по парапланеризму и
дельтапланеризму. Так вот, в 1996 году
проходил очередной чемпионат, и к нашему
стыду наша команда (команда Москвы и
Подмосковья) не заняла своего почетного
первого, но это было так - недоразумение.
Наряду с полетами на
наших сборах на Кавказе было очень
немало приятного. Хотя бы то, что мы
узрели собственными глазами Пятигорск,
Ессентуки, Кисловодск, Эльбрус (играли в
снежки в августе месяце), дает нам право
говорить о не зря проведенном времени.
По-моему, нет нужды рассказывать вам обо
всех достоинствах Кавказа, ибо, если вы
там не были - побывайте, а если вы были -
вы меня поймете. Место потрясающее своей
природой, своей культурой, местами, о
которых писали почти все наши классики,
словом, там было хорошо… И, например, мне
такой отдых кажется куда более
подходящим, нежели поездка куда-нибудь за кордон. Да,
и сама жизнь в месте, где вокруг веет чистый
воздух и иногда капает дождик, после
которого не надо идти к врачам. Стоит,
наверное, описать вам наш день: Наша жизнь
зависела в полной мере от погоды - летная
погода, значит, летаем, не летная - сидим на
грешной земле. День начинался с 6-10 часов
утра в зависимости от погоды и желания
поспать (обычно, чем раньше, тем лучше
погода с утра, и потому очень часто мы
летали с 6 часов). Проснувшись или уже придя
с полетов, мы все кушали то, что пошлет бог и
дежурные ("…а повар придумал ужин:
немного коры дубовой, немного болотной тины,
немного дорожной пыли… пилот не умрет
голодным…"). Сказать по правде, еда была
ужасна или просто отвратительна, когда
готовили ее мне подобные. Итак, давясь какой-нибудь
манкой с комочками, мы жевали и благодарили
всевышнего, что есть, что кушать. Опосля
завтрака народ в нелетную погоду
разбредался по лагерю - каждый в свою группу.
Мы-то, бравые ребята, все больше по палаткам,
где можно было найти их… (прекрасную
половину человечества!) Или же читали,
играли в карты и тому подобными вещами
страдали. Потом обедали, и все по-новому,
правда, в предвкушении вечерних полетов.
Вот так и жили. И примерно раза в два в
неделю (вообще по желанию: сколько хочешь -
столько ездишь; все зависит от твоих
финансов ) ездили в город Пятигорск, чтобы
смыть с себя юцкую грязь и вкусить
нормальной пищи. Вот в общем-то и наш
примерный распорядок. Ну, конечно, не будем
забывать невероятное количество приколов,
веселых случаев и просто - веселой жизни.
Нашему отъезду с гостеприимной
Юцы предшествовал прощальный вечер,
событие весьма занимательное. С утра как
всегда полеты, а вечером наш Босс (Пал
Семеныч) закупил кучу продуктов, включая
закуску и выпивку, соответственно, чему я
лично был свидетель, вкушая земную пищу в
ресторане деревенского типа, где,
собственно, наш предводитель и покупал
харчи для вечера прощания с прекрасным
уголком Кавказа. Там было всего вдоволь на
толпу, состоящую из 70 голодных людей,
питавшихся до этого тем, что повар сготовит:
"корой дубовой, немножко древесной тины"
и т. д. И вот оно началось: ближе к вечеру,
налетавшиеся и опухшие от сознания
близкого утоления тридцати одного дневного
голода, пилоты всех комплекций и типов
развели костер на месте нашей полевой кухни,
да какой костер! - большой. В общем, все было
готово, а тут и Босс на телеге типа "Жигули"
привез харчи, которые впоследствии по-братски
были разделены меж нами. Представить то ,
что нам приходилось съесть, даже сейчас
сложно, ибо съесть надо было много, и, если
среди читателей этого трактата есть
вегетарианцы, да простят они нас: ели мы
мясо - много мяса, скажу точнее 800-900 гр.
шашлыка и всякие дополнения. В конечном
итоге, даже мне, человеку, который есть
может много, было не по себе от количества
белка. Пожалуй, все о еде. Дальше, после
поглощения всевозможного спиртного и
белкового, как я сказал, сытые, добрые люди
стали играть у костра, петь и пить… Было
приятно, когда вспоминал старые песни и
когда все мы грелись летней ночью о
огромного костра, отдавая себя под власть
всепоглощающего наслаждения жизнью среди
друзей и недавних воспоминаний о Юце, уже, к
сожалению, подошедшей к концу в тот момент.
Следующее утро,
последнее утро на Юце того года, оказалось
весьма хлопотным для всех без исключения.
Наш главный ходил и бранился на всех подряд:
наш водитель был пьян, мусор вокруг лагеря
изобиловал, народ, уставший после
напряженной ночи, отказывался что бы то ни
было делать, пребывая в неге. В общем, все
начиналось как обычно для пульсаровцев и
необычно для людей нормальных. Но нам в
конце концов удалось собрать, вычистить, а
водителя заменил один из Р.П. - все
закончилось не так страшно, как могло бы, не
без некоторой нервозности. Машину
загрузили, и, о боже, что творилось среди,
как я думаю образованных и современных
людей двадцать первого столетия: народ
озверел, другой народ, который был
привилегирован, обнаглел. Просто всех
хотелось бросить свои сумищи, рюкзачищи в
машину, но она была совсем не резиновая. И
вот, вроде все, и всем более-менее
нормальным надоело спорить и пошли вниз по
горе, пробираясь с непосильной ношей к
автобусной остановкой, а потом на
пятигорский автовокзал, потом в автобус…
Выехали…
До свидания, ЮЦА…
Вы ездили на Икарусе
на расстояния больше, чем 100 км, - вы меня
поймете, а еще вы поймете по крайней мере
человек 30 людей, страдавших от жары, от боли
в коленках и во всех членах наших
благородных тел. Короче, мы как-то ехали…
3. Вот мы и у моря или прощай гипс.
21 августа мы приехали в Анапу -
город моря,
и пионерских лагерей. Солнышко - девочки -
море - жизнь. Да, в общем-то так и было… Стоит
ли описывать ту жизнь. Сами знаете… В
первый же день после нашего приезда в
лагере, служившем нашим пристанищем, была
дискотека - было здорово… и весело, и
приятно, а как же классно было ощущать
цивилизацию. Так подумаешь и поймешь, что
прогресс и развитие наше слишком уж глубоко
пустили в нас свои корни, и без них мы не
можем спокойно существовать.
И еще очень примечательное событие
случилось там: в Анапе, в местной больнице,
один классный доктор снял с меня гипс - это
была неописуемая радость, когда я понял, что
мне ничего не угрожает со стороны моих
родителей и, вообще, хорошо без гипса, скажу
я вам.
Вот и все о 1996 годе. Я прекрасно провел
время и желаю всем ощутить то, что пережил я
за полтора месяца. Юца - это место, где
выживает сильнейший, и если вы приехали
назад в приличном состоянии и не опустились
вниз своего развития, вы - сильный человек…
Андрей Федака. (1998год. Москва)
Редакция Алехи.
Юца
моими глазами.
Мои родители... ох, мои родители... Они
когда узнали, что я вообще туда записался...
а на Кавказ вообще табу наложили! Но с
помощью силы воли, дипломатических криков,
нудения, скандалов, хитростей всяких - я
поехал. (До сих пор не пойму, как они меня
отпустили такого 14-летнего децельного
паренька одного на Кавказ (а тогда еще война
в Чечне шла): жить в палатке и питаться
Второй раз - в '96 году - этот год самый
счастливый в моей жизни: я снова поехал туда.
В это лето я уже налетался вдоволь, и в Анапу
уже ехали по -цивильному - в Икарусе (хотя
тоже не подарок…). В 1996-ом со мной и Андрюшка
поехал (я его родителей уговорил вместе с
ним все-таки!). Поехал уже как грамотный
человек: взял все необходимое (исходя из
опыта прошлой поездки), купил подвесную
систему, шлем; летал там уже не на детском, а
на учебно-тренировочном аппарате А-44.
В этом же, 1996 году, я и с парашютом
прыгнул в Ессентуках. Прыгали с Ан-2 с высоты
1000м. Эти ощущения и передать нельзя –
ощущения близкие к половым!!! Так и
болтаешься до самой земли, только не забудь
запаску расчековать и приземлиться
правильно. Вот и весь прыжок. Итак, 1996 год -
чемпионат России и СНГ по парапланерному и
дельтапланерному спорту. Я считаю, что
отлетал неплохо: 9 место из 100 чел. После
соревнований поехали на Эльбрус, там
покидались снежками (в августе!) и вернулись
на Юцу, полетали еще несколько дней и
поехали в Анапу. А в Анапе: море, потрясающие
пляжи, интересный город, множество кафе,
развлеченья всякие, дискотеки каждый вечер,
девушки - много красивых и веселых девушек,
морской прибой и
ночное звездное небо - это я на всю жизнь
запомню. А чего стоит один прощальный вечер,
песни у костра, общество лучших друзей!
Снова поезд. Москва. Начались серые и нудные
дни.
Но зимой в Москве без полетов я не
обошелся: начал осваивать моторный
летательный аппарат - мотодельтаплан (дельталет).
В 15 мин. ходьбы от моего дома есть пойма реки,
которая замерзает. Вот с нее-то мы взлетали
и тарахтели над Москвой. Дельталет - птица
посерьезнее, чем параплан, т.к. он с
двигателем, жестким крылом и управляется
трапецией. Следовательно, дополнительная
морока с запчастями, бензином, маслом,
очередностью полетов.
Вот и настало лето 1997 года - пора
собираться на Кавказ. Родители уже не
препятствовали. Но мне надо было еще
обновить мою экипировку и снаряжение -
новый спальный мешок на пуху (а был
армейский из БТР, весь грязный и в масле,
который принес папа), подвесная система “Профи”,
спасательный парашют к ней. И вот, с такой
экипировкой я приехал в Пятигорск. Выгрузив
из вагона вещи с мафоном наперевес, мы с
Андреем сказали Боссу, что пойдем звонить
на телеграф родителям, но он на нас повесил
чел. 5 мелких, дескать, покажите им, где
звонить и приведете в лагерь. Мы тоже парни
не промах: позвонили раньше всех и
смотались на такси прямо на гору, до лагеря,
а мелких подбросили следующей толпе наших,
которая пришла звонить. Дальше все как
обычно, как и в предыдущие годы, с
небольшими или большими изменениями.
Изменился наш состав и количество: в ’95
приблизительно - 30 чел., в ’96 приблизительно
- 60, в ’97 - 80. Андрюха купил себе здоровенный
тент для палатки - жил как буржуй. А я в своей
старой палатке-гробике, в которой я уже
сидеть нормально не мог, упирался головой в
потолок. Полеты для меня начались не весело,
т.к. я был понижен - пересадили со
спортивного “Навигатора” на учебно-тренировочный
"А-44" . Это произошло перед самой
поездкой: я редко ходил на полеты в Москве, а
они хоть и не превышают минуты или
нескольких секунд, зато они поддерживают
навыки. Они у меня притупились, и “Навигатор”
- аппарат для меня новый, спортивный,
скоростной - любит складываться в полете...
вот мне и сложило консоль, а я не отработал
сложение. Но после чемпионата меня
реабилитировали и вернули на “Навигатор”.
И я здорово летал - супер! У меня был прибор -
вариометр, приобретенный еще в Москве, с ним
еще круче: он чувствует потоки и пикает на
подъем и на спуск, это позволяет мне
переходя из потока в поток (они ведь
невидимы), набирать высоту.
Алексей Малышев. (1998год. Москва)
Редакция Андрюхи.
|