Новости
Наш авиацентр
Обучение
Статьи и юмор
FAQ
Спортивная жизнь
Фотографии
Места полетов
Безопасность
Ссылки
Контакты

-= Из нашей почты =-
Фирсов П.С.
Андрей Кареткин
Саша Уклист
Валерий Гвозд
Григорий Бондаренко
Дмитрий Масленников
Катерина Школина
Юра Дьячков
Наташа Евсеева
Алексей Малышев
Алексей Фомичев
Марина Щелкунова

Из нашей почты:

От:       Sergey I. Kazantsev serega[бульдог]jester.ru       Кому:     Авиацентр Пульсар newpulsar[болонка]on.ru   Написано: 13 декабря 2004 г., 17:31:38

Тема:     Для Фирсова Павла   Файлы:    <none>

Привет, Павел!

Прости за небольшую задержку с ответом. Краткой отпиской не хотелось ограничиваться, а чтобы побольше написать, нужно было это время.

А  я  вот,  по прежнему работаю в институте ядерной физики в Ташкенте. Зарплата  крошечная, перебиваемся от гранта к гранту, изредка выпадает и  за границу съездить. Работал в Индии, Греции, Ю-Корее, дважды был в Германии. Летать на дельтаплане удается редко. Но вот с парашютом ежегодно прыгаю - у нас тут с самого начала независимости каждую осень проводятся  сборы  и соревнования ветеранов, от 40 лет и выше. Прыгают даже и те, кому за 70. Завоевываю призы, в основном почему то разную кухонную  утварь  дают  :) Так что говорю жене - на мол тебе очередную посуду, заработанную с риском для жизни :)

 На страничке вашего сайта есть один неприятный огрех. Ты обращаешься с призывом откликнуться, среди прочих и к Виктору Ягнюку. А ведь он умер от рака уже почти 15 лет назад... Исправьте, пожалуйста.

 С кем из стариков в Москве поддерживаешь хоть какую то связь? Я ведь даже не знаю, кто жив, а кого уже и нет на этом свете из них... Например, у меня давно потерялась связь с Володей Бугровым. Жив ли он? Если есть его координаты, а также и координаты других "самых старых стариков" - передай от меня им приветы!

 Роясь в Интернете, набрел на сайты с упоминанием Илана Полоцка. Это ведь он был одним из первых журналистов, отважившихся печатать публикации о запретном тогда дельтапланеризме. Работал он тогда в Риге, в газете Советская молодежь. Вроде бы - жив, курилка!

 Ты  просишь  на страничке разных наших "стариков", в том числе и меня, поделиться  воспоминаниями,  как  это  всё начиналось. Что ж, попробую, хотя  сразу  должен сказать, что мне это сделать непросто - ведь я все видел не из Москвы, а так, как оно на самом деле было. И, увы, это отнюдь  не совпадает с "общепринятым мнением", исходящим, естественно, от москвичей же...

 То, что я сейчас напишу, это не какой то законченный рассказ. Отрывочные воспоминания, о том, "чего не писалось в газетах". Не знаю, хватит ли у вас духу поместить это на своей страничке, так как мои воспоминания идут несколько вразрез с "официальной историей", если так можно выразиться. Дела давно минувших дней, но до сих пор есть люди, не желающие афишировать то, как оно было в неотполированной реальности на самом деле. Конечно, есть  у меня и несколько рассказиков, в основном об отдельных эпизодах длинной спортивной судьбы. Часть из них публиковало, например "Небо для всех".

 С  томскими  ребятами связь мне удается поддерживать все эти годы. Там регулярно  отмечают юбилеи дельтапланеризма в Томске, конечно всегда и меня  приглашают. Удается съездить не каждый раз - по финансовой причине, разумеется. В 2002 году уже было 30-летие. А первая официально утвержденная секция дельтапланеризма при ДОСААФ ТИАСУР была мною создана в 1974 году осенью, с регулярными занятиями, тренировками и пр. Мне кажется (может быть, я и ошибаюсь, поправьте) что наша, (моя!) секция была все же первой, официально утвержденной в СССР. В Москве организованное развитие дельтапланеризма началось года на 2 позже, отсюда и не стихающее "старческое брюзжание" отдельных товарищей. Как мол это так - какой то Мухосранск раньше нас летать начал, не может этого быть, потому что не может быть вообще!?

К сожалению, немного проскальзывает это и в статье Андрея Кареткина...

Но таковы уж факты.

 В  1976 году, когда московские пионеры дельтапланеризма делали лишь первые подлеты на слепо скопированных "буржуйских" дельтапланах, мы, и не одни мы, летали уже на километровых высотах, делали первые попытки выпаривания в термиках. И было, конечно, удивительно и смешно слушать "веские суждения" отдельных московских корифеев, где, например, звучала расхожая,  лаконичная  и якобы самодостаточная фраза - "360 градусов", как  синоним  неотвратимой  беды, приведшей к гибели  или серьезным травмам... Конечно, и дельтапланы у нас к тому времени были уже отнюдь не по картинкам из журналов сделаны.

 То  же  можно  сказать и о дельтапланерных слетах. С конца 1974 года к нам в Томск начали приезжать за опытом отдельные энтузиасты дельтапланеризма из других городов, в 1975 году мы провели первый слет дельтапланеристов Сибири, в 1976 году - второй.  Если на первом, немногочисленном слете были лишь участники из 4-х городов, то на втором представительность была уже вполне на уровне – участвовали ребята практически из всех к тому времени народившихся центров дельтапланеризма Сибири и Урала. Потоком шли письма с вопросами и просьбами о помощи, советах, со всей страны, включая и Москву. Поэтому странно читать, что слет в Карпатах, мол, был первым в стране, и от него и "начался массовый дельтапланеризм".

Это, мягко говоря, не совсем так.

 Вообще, следует отметить, что, по моему мнению, начальный этап развития дельтапланеризма в стране пошел наперекосяк именно из-за того, что столица, которой по статусу надлежало быть "направляющей и руководящей" силой во всем, в том числе и в дельтапланеризме, в данном случае никак "не потянула" на лидерство. Духа коллективизма в Москве тоже было в  то время маловато, летали все больше поодиночке или "неформальной", как сейчас говорят, группой из 2-3-х  друзей. А одиночкам, даже  супер-талантливым, такое дело оказалось не по зубам. Не  нашлось в Москве и лидеров, способных после официального признания дельтапланеризма руководствоваться интересами всей страны, а не только лишь одной Москвы, или даже просто "команды своих ребят"...

 И, лихорадочно пытаясь наверстать упущенное, московская публика во-первых - притормозила развитие этого спорта в стране, а во-вторых, тянула одеяло лишь на себя. В итоге много лет "на периферию" не доставалось ни импортных дельтапланов, ни материалов для их постройки. Доходило до смешного - крохи получаемой информации о современной технике   "секретили", не гнушаясь и распространением искаженной информации. К чему эта порочная практика привела, общеизвестно. И не только  в дельтапланеризме. И, что странно и печально, ведь до сих пор тот же Андрей Кареткин в своих статьях и "исторических" заметках старательно делает вид, что, мол, в Москве все и начиналось, и было главным пупом земли. И лишь очень скупо и мимоходом упоминает отдельные моменты, которые замалчивать совсем уже неприлично...

 Например, та же история с ничтожнейшим "Славутичем-УТ", на котором насмерть разбилось несколько человек, в том числе и из-за конструктивных и производственных дефектов, подается Андреем, чуть ли не как трудовой подвиг энтузиастов и подвижников. А ведь на деле все было совсем иначе, совсем  неприглядно. И начиналось года за два до описанных Андреем событий. А именно - к нам в Томск обратилось руководство Иркутского авиазавода, с просьбой передать им чертежи наших дельтапланов, и помочь на их основе спроектировать дельтаплан для выпуска в качестве ТНП. Уточню - это было еще до того, как в стране ДОСААФ официально занялся развитием этого вида спорта.

 Мы, естественно, чертежи передали, я дважды ездил в Иркутск, где был и на заводе, и показательные полеты для самого верхнего начальства делал. Несколько позднее, силами общественного оргкомитета по дельтапланеризму - предшественника официального отдела при ДОСААФ и федерации, было принято решение о передаче для производства некоего продукта коллективного творчества, где за основу был принят дельтаплан, спроектированный совместно мной и Колей Калашниковым. Нужно ли говорить, что этот дельтаплан был по тем временам "венцом" общественного творчества в стране! Проверенный, надежный, удобный в эксплуатации, летучий. Отнюдь не та брыкливая корова, которую в облике Славутича УТ получили начинающие пилоты...

 Однако события бурно развивались, шел процесс официального признания дельтапланеризма, и эту нашу инициативу ловко перехватили предприимчивые товарищи во главе с приснопамятным Дашивцом. О его художествах немало было написано позже, в том числе и в Комсомольской Правде.  Поэтому  интересующихся  подробностями я "отсылаю к первоисточникам". Но в то время, о котором идет речь, Дашивцу и Ко удалось пролоббировать себе и создание подразделения СЛА при ОКБ Антонова, и даже выхлопотать премию ленинского комсомола за НЕСДЕЛАННУЮ РАБОТУ. Для этого ведь даже аэродинамические продувки были этими товарищами фальсифицированы! Продувался отнюдь не прототип Славутича, а дельтаплан Коли Калашникова, не имеющий со Славутичем ничего общего, и превосходящий его по всем характеристикам.

Как мелкая пакость было сделано и такое - дельтаплан в конце продувок, когда вся информация была уже получена, был "забыт" в аэродинамической трубе на большом угле атаки на несколько часов, отчего, конечно, пришел в негодность...

 В итоге всей этой мало приглядной деятельности, абсолютно ясной уже тогда для всех ведущих дельтапланеристов страны, и родилось морально устаревшее и опасное чудище под названием Славутич-УТ.

Покупали его, те кто разбирался в вопросе, лишь ради дефицитного лавсана. Почти по цене легкового автомобиля!

Но кто тогда брал в расчет мнение этих "ведущих дельтапланеристов страны", раз уж они - не москвичи, а "мухосранцы"?!

 Вот взять хотя бы уже упомянутый мной общественный оргкомитет по дельтапланеризму.   Возглавлял его Виктор Ягнюк, председателем технической комиссии был Коля Калашников, а летно-методической - я. Отдавая должную дань уважения Василию Дмитриевичу Захарченко, взявшему на свою беспокойную, вечно косматую голову, первые заботы по легализации, как он выражался "дельтапланизма", все же именно этот оргкомитет и проделал всю трудную, большую черновую работу, послужившую потом основой для легализации этого вида спорта. Много ли мы сейчас найдем воспоминаний об этом оргкомитете, о людях, создавших его и бескорыстно работавших в нем? Сам термин - "дельтапланеризм" - известно ли, откуда взялся? Ведь до него не было единого названия. У меня сохранилось любопытное свидетельство - письмо Виктора Владимировича Гончаренко, горячо сопереживавшего нам в самом начале нашей деятельности, адресованное в Томск. Он, в частности, пишет: "А термин "дельтапланеризм" - это вы хорошо придумали!" А вот "дельтапланизм" от Захарченко нам чем-то не понравился, не благозвучный он какой-то. Вскоре и сам Василий Дмитриевич с нами в этом согласился.

Помните первую основательную книгу - "Учись летать на дельтаплане"? В списке авторов вы не найдете тех, кто на самом деле писал, собирал и обобщал обширный материал для ее издания. А было дело так. Оргкомитет (ещё - Оргкомитет!) по предложению, кажется, Маргариты Карловны Раценской, поручил нам троим  -  Коле  Калашникову, мне, и Гене Коваленко, проделать эту работу. Это были многие сотни машинописных листов! Работали мы сутками, и подготовленный материал всего месяца через 2 передали в только что созданный отдел дельтапланерного спорта при  ЦК  ДОСААФ  для  окончательной  правки  и  передачи в публикацию.

 Получив позднее эту книгу, мы с удивлением не обнаружили не только своих фамилий в списке авторов, но и даже хотя бы малейшей благодарности на последней страничке... Хотя наши тексты местами были просто скопированы  1:1. Встречались там, конечно же, и тексты, написанные авторами, указанными на обложке. Порой они вызывали недоуменную улыбку, вроде той, высосанной из пальца "орнитологической опасности". Ну не смогли мы, имевшие уже достаточный опыт, убедить наших скороспелых "начальников", что птицы вовсе не представляют опасности для дельтапланов. Но разве надо было прислушиваться к мнению жителей мухосранска...

 Конечно, мы отнюдь не кинулись защищать свои авторские права, как нам эмоционально  советовала Маргарита Карловна. В ТЕ годы это было и "не принято", и совершенно бессмысленно. Да и мараться, силы и нервы тратить на мышиную возню не хотелось, честно говоря...

 - Виктора Ягнюка, замечательного парня, так много сделавшего в первые, самые  трудные  годы развития, буквально "сожрали", заменив его более, чем странным москвичом Славом Топтыгиным, ничего о себе не оставившим в воспоминаниях, кроме непрерывной занудной болтовни, с явными сомнениями в психическом его здоровье. Тщательно проводившаяся политика забвения "истоков" может быть проиллюстрирована хотя бы таким печальным  фактом,  что  на титульной странице данного сайта несколько лет  висел призыв откликнуться к Виктору Ягнюку, умершему уже почти 15 лет тому назад...

 -   Спустя непродолжительное время после Ягнюка съели и меня, придравшись к каким-то совершенно пустяковым моментам. При этом некоторые лихие головы, вроде широко известного в узких кругах Кобызева Константина Константиновича, даже попытались на меня повесить обвинение ни много, ни мало, как в виновности гибели ВСЕХ советских дельтапланеристов, разбившихся за несколько лет. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. И, конечно, эту чушь не сам бедняга Кобызев придумал, им явно кто-то манипулировал во вполне понятных целях...

 -  У Гены Коваленко напрочь отбили охоту всерьез работать в этом направлении, так как при  наших сборах и заседаниях в Москве всегда принималось одно общее решение, а делалось потом, после отъезда не-москвичей, совсем другое, противоположное интересам развития спорта во всей стране, а не лишь в одной Москве...

 И лишь Колю Калашникова не смогли съесть. Но это уж сослужил службу Колин замечательный, редкий характер! Плюс полная невозмутимость и его крепкие нервы. Его невозможно было вывести из себя разными мелкими провокациями и прочими атаками, чем легко поодиночке брали нас, молодых, открытых и неискушенных в московских интригах.

 Надо отметить, что к этому времени я уже не питал никаких иллюзий относительно наиболее  одиозных представителей московской публики, крутившейся вокруг ЦК ДОСААФ и "делавших погоду". Было совершенно ясно, что нашим радужным планам развития любимого спорта,  при существующих отношениях Москвы и всей остальной страны, не суждено осуществиться. И, взгрустнув немного, я направил свои силы на развитие дельтапланеризма в моем любимом на всю жизнь городе Томске.

 С  одной  стороны,  конечно грустно, что мне не удалось применить свою энергию  и  опыт  для развития спорта в масштабах страны, а с другой - греет мысль, что именно томичи, мои ученики, вместе со мной собрали на Чемпионатах  СССР,  по  моим подсчетам, больше медалей, чем спортсмены какого-либо  другого  города  страны.  В  том  числе  и  гораздо более крупного,  чем  маленький  Томск.  Если  пунктуальный  читатель  будет пересчитывать  и  проверять это мое утверждение, то, разумеется, и мои медали  туда же, в эту копилку надо положить. Так как, хотя я переехал в  Ташкент,  но  причисляю  себя  все  же к томичам! Хотелось бы и мне посмотреть потом на результаты такого - полного и точного подсчета...

 Да и про себя парочку "нескромных строк" все же упомяну для иллюстрации. В моей личной коллекции медалей с чемпионатов СССР – 5 золотых,  плюс 2 золотых со Спартакиады (в параллельном зачете), естественно есть также и серебряные, бронзовые. Мне неизвестен счастливчик,  который бы обладал более внушительной коллекцией! Однако при  этом,  ни  на  какие  зарубежные  соревнования  меня  ни  разу  не приглашали.  Это  и понятно - в Москве всегда находилось много и своих желающих  "хороших  ребят"  с  безупречными, с точки зрения ЦК ДОСААФ, данными.  В  итоге  на  зарубежные  соревнования  попадали,  за редким исключением,  в основном те, кто довольствовался на Чемпионатах страны 15-20-ми   местами.  Со  всеми  вытекающими  последствиями...  В  это, конечно,  трудно поверить здравомыслящему и непредвзятому читателю! Но если  есть  желание  проверить  -  это,  вероятно,  еще можно сделать, сравнив  запротоколированные результаты Чемпионатов страны со списками команд,   выезжавших   за   рубеж.   Если,   конечно,   эти  документы не уничтожены предусмотрительно их "хранителями"...

 Разумеется, я многажды слышал пренебрежительные слова, от москвичей, в основном  -  мол  да  что  там  твои  медали, тогда мол и соревнования простые были, и летали на примитивных дельтапланах. Хорошо, пусть даже так! Но что же тогда мешало моим оппонентам забрать все эти "простые и легкие"  медали?!  Учитывая  и  то,  что  судейская коллегия на первых чемпионатах  была  насквозь  промосковская,  и  состояла более, чем на половину, из москвичей же. Забавно, но в статье Андрея Кареткина можно увидеть косвенное подтверждение этого факта!

Нет, не были эти медали ни простыми, ни легкими. Особенно - для спортсменов не-москвичей...

 Один лишь штрих для иллюстрации. На первом Чемпионате СССР лишь одному участнику  -  Андрею  Кареткину,  предоставили  импортный дельтаплан - отличный по тем временам Атлас. Остальные - мало того, что летали на своих  самоделках, им еще и запретили потренироваться немного на месте проведения  Чемпионата,  куда  многие  приехали  пораньше. Летала лишь сборная  России.  Налицо  была  неприкрытая  и  по-военному  неуклюжая попытка ЦК ДОСААФ любой ценой обеспечить преимущество "своей" команде.

 Действительно, Андрей старался во всю оправдать возложенное на него доверие, в чем ему,  конечно, и Атлас помогал. Но вот прошел первый день Чемпионата, второй, третий...  И вдруг стало видно, что подрастерявшиеся было соперники не на шутку поджимают лидера! Что делает ЦК ДОСААФ, чтобы спасти лицо? Правильно - досрочно прекращает соревнования. Простенько и со вкусом...

 Опять  -  невероятно?  Посмотрите  протоколы  того Чемпионата, оцените динамику  роста  результатов  участников по дням и упражнениям, выводы будут очевидны. Ведь НИКАКИХ объективных причин досрочного прекращения соревнований не было...

 Насколько я помню, на пятки Андрею стремительно наступал Женя Гриненко из  Украины. Очков 7 или 10 всего отрыва осталось - сущий пустяк. А за Женей  - и целый паровоз других соперников. Но разве мыслимо было для ЦК  ДОСААФ,  чтобы  первым чемпионом страны стал не москвич, и даже не россиянин,   а  какой  то  там  украинец?  Да  еще  и  на  самодельном дельтаплане,  а  вовсе не на импортном Атласе! Последнее надо пояснить отдельно.  В  то  время  одним  из  "пунктиков"  ЦК ДОСААФ в неприятии дельтапланеризма,  было то немыслимое для них обстоятельство, что люди летали   на   самоделках.   Летали  массово,  на  самых  разнообразных аппаратах,  что было абсолютно противозаконно всего лишь несколько лет назад,  и  каралось  милицейскими  операциями.  Вот и прикрыли в итоге досрочно  первый  Чемпионат  СССР,  под  каким  то высосанным из пальца предлогом...

 Разумеется,  сам  Андрей  Кареткин никоим образом, по моему мнению, не причастен  к той давней истории. Я ему искренне сочувствую, так как не хотел бы сам оказаться в такой вот роли - "выдвиженца" от могущественого тогда ЦК ДОСААФ, для оправдания чемпионства которого потребовалось досрочное прекращение Чемпионата...

 История, конечно, не знает сослагательности. Но она должна хотя бы учить. Ведь и республики, в конце концов, разбежались в разные стороны именно от Москвы, а отнюдь не от России. История дельтапланеризма - лишь малюсенький штрих во всем том, что в итоге привело к распаду такой замечательной страны!...

Сергей Казанцев.        mailto:serega[мопс]jester.ru

  ----------------

 Серёжа спасибо за письмо!

Ну ты совсем не изменился. Такой же ершистый, как и раньше. Извини с задержкой.

Спасибо за замечания. Я виноват за Витю.

Сделаю некоторые замечания по тем вопросам, в которых участвовал лично.

История – дело тонкое (если мы говорим об ИСТОРИИ, а не о суррогате в любом виде и из любых уст). Иногда, не имея информации, или имея искажённую, мы скорее склонны делать не верные выводы, чем докапываться до истины, даже не подозревая о том, что таковая в природе имеется.

            Мне пришлось участвовать в некоторых работах, и я видел это «из Москвы». Не секрет, что в Советском Союзе, подавляющее количество ключевых вопросов решалось именно в Москве (да и сейчас – тоже самое творится, разве, что кроме «цветных революций», ну у них теперь свои столицы). Ну да на разрушение ума много не надо. Ломать – не строить; особенно, если за это «ничего не будет», кроме фантастического «навара». Но по статье…

            Дельтапланеризм потому и удалось пробить официально, что были в стране и тюменские и черновицкие и киевские и другие ребята, а не только москвичи. Просто москвичам пришлось (в силу территориальной близости) заниматься этими вопросами вплотную, испытывая при этом не меньший административный пресс. Знаешь, по моим наблюдениям люди на периферии менее жёсткие и не сравнимо более душевнее, человечнее. Ну а в столицу приезжают не только за большими знаниями. Здесь, как в Бермудах, оседает и хлам со всей страны. Всё по Высоцкому: и ракеты, и Енисей, и даже в области балета мы впереди планеты всей. А в политику и в администрацию уходят все остальные (и обязательно хотят быть пупом земли). И эти остальные владеют результатами труда от ракетчиков до балета. Да ты и сам наблюдаешь это в твоей нынешней столице. Отсюда и результат. Так, что отделяй москвичей от «мухосранских москвичей». Просто это люди разнополярные. От Калининграда до Камчатки мы ведь их знаем, как бы не накладывался на их фэйс PR-грим.

Любое действие в столицах происходит быстрее, резче, и результаты этих действий сказываются на всей стране. А эти результаты – всегда однонаправленные. Особенно за последние 20 лет. Это контрастно продемонстрировано в нашей стране.

Насчёт медалей. Ты же знаешь – кто это говорил. Думаю, что и комментировать – слишком много чести.

Насчёт «Славутича-УТ».  Мы ведь тоже видели эту дурь и эти глупости и не смогли их предотвратить. Так что «что получилось – то получилось». Горим вместе, и не только от стыда за первый советский серийный. Проиграли не только москвичи, проиграла вся страна.

По поводу К3. В 70-х начале 80-х он часто бывал у нас в дельтаклубе. Так что читали его статьи и о тебе конечно. Не просто быть героем подобного опуса.  Но такие люди, как К3 были и сейчас есть. Просто - сейчас подобные у власти. И пришли они с советских времён. Только теперь нет тех сдерживающих рамок, которые заставляли хотя бы что-то полезное делать для страны. Уж что не тонет – то не тонет.

Ну и по поводу Андрея. Съели не только тебя, но и Андрея. Его даже не съели, а размазали с участием высоких органов (они ведь в Москве всегда под боком). Просто всё это происходило у меня на глазах. А от Андрея тебе привет.

Бугрова В. давно не видел. Несколько лет назад московские дельтапланеристы (те, кто появился в дельтамире не позже 80-х), собирались у нас в клубе. Приглашали и его. Но, то ли приглашение не дошло, то ли по другой причине – на встречах его не было. Хотя многие его хотели видеть.

Пиши.

С уважением Павел.

 




Гостевая
Форумы
Поиск
Подписка
Погода

Design and support by e-Symbol, 2001