Новости
Наш авиацентр
Обучение
Статьи и юмор
FAQ
Спортивная жизнь
Фотографии
Места полетов
Безопасность
Ссылки
Контакты

Документы

ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЁТОВ
ПАРАПЛАНЕРИСТОВ, ДЕЛЬТАПЛАНЕРИСТОВ
И ДЕЛЬТАЛЁТЧИКОВ
(детей, подростков и вполне зрелых пилотов)

Фирсов Павел Семенович
(Директор Московской Авиационной школы)

Эта статья предназначена как для тех, кто только собирается осваивать полёты, так и для действующих пилотов СЛА и инструкторов.

Изменения, происшедшие в нашей стране за последние 12 –15 лет, привели к разрушению и забвению многих наработок, доставшихся ценой ни одной человеческой жизни, в том числе, и близких нам людей. Особенно это заметно в авиации. Сегодня слишком часто падают самолёты разной грузоподъёмности и разной ведомственной принадлежности. По количеству трагедий последних лет не отстают и вертолёты. Имеющиеся у меня наблюдения, как у нас в Москве, так и (что особенно заметно) по России – приводят к однозначному выводу о том, что и у парапланеристов (в заметно меньшей степени у дельтапланеристов, что имеет свои исторические причины) с вопросами безопасности полётов – беда.

Причины этих явлений очень контрастно были видны летом 2000г во время проведения очередных сборов детско-юношеского авиационного центра «Пульсар» на дельтадроме Юца. Неимоверно высокий травматизм приезжающих на Юцу пилотов в тот момент многими на полном серьёзе объяснялся всякими земными и вне земными аномалиями, высокосностью года, сменой тысячилетия и т.п.

Наблюдения за «художественными» полётами многих пилотов, беседа с инструкторами, подготовившыми этих пилотов, пересказ своих крайних полётов пилотов, получивших травмы той или иной степени тяжести, приводят к единственному выводу – откровенная неподготовленность начинающих пилотов и неквалифицированный инструкторский состав. Особенно это заметно в некоторых коммерческих клубах. Обучение полётам – дорогое удовольствие. За границей, в благополучных странах, по экономическим соображениям обучаться полётам позволяют себе далеко не все желающие. Природу не обманешь. У нас действуют те же самые экономические законы, что и у них, «загнивающих». В погоне за лёгкими деньгами, люди, назвавшие себя инструкторами, после нескольких занятий, быстро поднимают человека в воздух, берут оплату, недоученному учлёту вручают лётную книжку и уверяют его в том, что он – «готовый» ПИЛОТ.

Новоиспечённый пилот, не зная того, что ждёт его в на незнакомом аэродроме (дельтадроме), не представляя опасности, которая ждёт его за, казалось бы, безобидной лощиной или мысом, стартуя в сложных для него метеоусловиях, не имея представления о том, как действовать в особых случаях в полёте – в итоге получает, в лучшем случае, больничную кровать, а люди, для которых авиация – их жизнь, получают очередного противника развития и самого существования СЛА.

Эти причины и заставили меня на нашем сайте открыть элементарный ликбез по повышению безопасности полётов (пусть простят меня за то, что я не использую общепринятое выражение «обеспечение безопасности полётов», т.к. считаю, что обеспечить безопасность полётов не может даже сам всевышний). Максимально же повысить безопасность полётов – обязан каждый, причастный к организации и проведению полётов. Было бы неплохо, если бы пилоты и инструкторы других АО поделились своим личным опытом, а при возможности и фотоматериалом.

Итак, начнём с азов.

Безопасность полётов на СЛА, несмотря на относительно большой опыт, накопленный вначале дельтапланеристами, затем дельталётчиками и парапланеристами, и сегодня является актуальной и сложной проблемой. От успешного решения этой проблемы зависит жизнь пилота, а в некоторых случаях и жизнь других людей.

Требования безопасности полётов являются более жёсткими, чем требования лётно-технической эффективности ЛА.

Актуальность этой проблемы обуславливается также условиями полётов, расширением диапазона скоростей современных ЛА, отсутствием достаточного опыта для выработки твёрдых и однозначных требований безопасности к различным видам полётов и зачастую неудовлетворительно налаженной организацией деятельности пара- дельтапланерных клубов и секций. В условиях сегодняшнего дня, когда жить или не жить авиационной организации (АО) зависит от степени коммерциализации – руководители (или лидеры) АО вынуждены резко урезать штатный (и вне штатный) состав своих организаций. Кроме того, высококвалифицированные лётчики-инструкторы, не выдерживая полуголодное существование, вынуждены менять свою специальность и уходить на работу с более достойной оплатой своего труда. Поэтому первичные АО, в которых ведётся практически вся методическая, учебная и лётная подготовка пилотов проводится, в основном, мало квалифицированными инструкторами и руководителями, которые зачастую не имеют даже смутного представления о вопросах безопасности полётов.

Использование новых схем и типов ЛА также оказывает существенное влияние на безопасность полётов. Расширение лётного диапазона скоростей современных ЛА увеличило удельный вес неустановившихся режимов полёта, что также повысило требования к квалификации пилота.

Созданию аварийных ситуаций в полёте способствуют: накопленная усталость пилота, нарушение предполётного режима, отклонения от нормального психофизиологического состояния пилота, неудовлетворительная организация полётов. Полёты на малой высоте, характерные для СЛА, увеличивают сложность управления ЛА и увеличивают общую нагрузку на пилота ЛА.

В связи с тем, что увеличились продолжительность полётов и налёт - важным вопросом обеспечения безопасности полётов давно стал вопрос о допустимом ресурсе эксплуатации ЛА. При этом, необходимо учесть, что изменение геометрии СЛАшного крыла, который довольно быстро накапливается при эксплуатации, зачастую в первую очередь определяет срок службы (из-за влияния на характеристики устойчивости и управляемости, главная из которых связана с режимами полёта ЛА в неуправляемых режимах), а износовые и усталостные процессы бывают не столь выраженными и интенсивными. Помимо того, на рынке в большом количестве появились бывшие в употреблении ЛА, у многих из них срок лётной эксплуатации превышает все мыслимые пределы.

К числу важнейших направлений по обеспечению полётов – относится организационно-техническое. В него входят совершенствование планирования, организация руководства полётами в АО, подготовка и обучение пилотов и инструкторов, изыскание новых форм и методов обучения.

Для повышения безопасности полётов большое значение имеет анализ причин лётных происшествий и предпосылок к лётным происшествиям, а также разработка мероприятий к их устранению в дальнейшем. Объективный анализ лётных происшествий и предпосылок к ним является одним из условий обеспечения безопасности полётов.

Схема составных элементов повышения безопасности полётов (упрощённая)

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

ЛЕТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ – событие, связанное с эксплуатацией ЛА в полёте, которое заключается в частичном или полном разрушении или пропаже без вести ЛА с гибелью или без гибели людей.

Под лётным происшествием понимается возникновение на ЛА в полёте аварийных ситуаций.

Аварийной считается такая ситуация, которая затрудняет выполнение полёта или делает его невозможным. Она может возникать из-за воздействия одного или нескольких факторов, которыми могут быть: отказы техники, потеря ориентировки в полёте, опасные сближения ЛА, ухудшение самочувствия, ошибки пилотирования и т.д.

ПРЕДПОСЫЛКА К ЛЁТНОМУ ПРОИСШЕСТВИЮ – явление, которое привело к угрозе безопасности полётов и вынудило пилота или группу руководства полётами принимать, как правило, не предусмотренные полётным заданием немедленные действия для благополучного завершения полёта.

Предпосылки являются, по существу, следствием недостатков, нарушений и упущений, связанные с организацией и проведением полётов, а также обучением, воспитанием, подготовкой и допуском к полётам лётного состава.

Поэлементное описание составляющих повышение уровня безопасного проведения полётов, рассмотрим в последующих статьях.

PS !!!

Люди! Остерегайтесь «инструкторов» и «тренеров» от которых ваши предшественники «сделали ноги». Будьте бдительны при выборе наставников.

Прошу прощения за этот крик. Вынужден. (П.Ф.)

Дополнительные статьи лежат в разделе "Документы"




Гостевая
Форумы
Поиск
Подписка
Погода

Design and support by e-Symbol, 2001