Новости
Наш авиацентр
Обучение
Статьи и юмор
FAQ
Спортивная жизнь
Фотографии
Места полетов
Безопасность
Ссылки
Контакты

-= Из нашей почты =-
Фирсов П.С.
Андрей Кареткин
Саша Уклист
Валерий Гвозд
Григорий Бондаренко
Дмитрий Масленников
Катерина Школина
Юра Дьячков
Наташа Евсеева
Алексей Малышев
Алексей Фомичев
Марина Щелкунова

На Украинские соревнования я поехал во многом благодаря рекордам Игоря Матусевича.

В 1999 году он пролетел более 70 км на Чемпионате Украины в Могилеве-Подольском, проработав до этого всю (!!) зиму и весну оператором лебедки.

В дельтаклубе МАИ успехи Игоря обсуждались неоднократно. На следующий 2000 год в Могилев собралась целая команда “москалей-маевцев”, и что же они там нашли…

Первой чисто украинской находкой был Сергей Шибинский, этот исключительно колоритный участник или скорее организатор нашего приключения сходу вызывал симпатию и расположение гостей чемпионата. Жить предстояло в деревне “Нагоряны” на берегу Днестра, сам Днестр стал для меня второй, не менее удивительной находкой. Река негромко шумела, переваливаясь через плотину электростанции, огни пограничных патрулей ночами плавали в её воде, желанные термики и смерчи рисовали свои портреты на темной поверхности Днестра. Его высокий берег утром и днем служил нам для полетов, а вечером для романтических прогулок. Этот берег имеет в разных местах  перепады высот 70-120 метров, он то прижимается к реке, то отходит от неё, уступая нам пологую посадочную площадку.  Течение реки довольно быстрое, глубина серьезная, поэтому заходы на посадку старались выстраивать с запасом высоты без крутых виражей и винговеров.

После 10 часов появлялась кучевка, при нормальном развитии она, не перерастая в сплошную облачность или грозу, красиво плавала на высоте около 2000 метров почти до 7 часов вечера.

Уходить на маршрут легче всего с крутого южного склона, при хорошем встречном ветре. Высоты динамика вполне хватает, чтобы спокойно найти и закрутить поток. Хорошие потоки рождаются молдавскими полями на противоположном берегу Днестра, днем также  активно помогает прогретый ярким солнцем склон.

Первый соревновательный день был не очень ярким. Небо почти полностью было закрыто облаками, ветер дул на невысокий западный склон. Участники чемпионата, всего нас было 35 человек, периодически стартовали в слабый термодинамик. В воздухе на высоте 10-40 метров одновременно дефилировали пятнадцать-двадцать куполов, пилоты терлись ушами, прижимали и подрезали друг друга без злого умысла. Местные жители смотрели на нашу красочную массовку. Над склоном витали приглушенные ругательства, которыми сопровождались самые опасные расхождения. Когда потоки совсем слабели, парапланы начинали бодаться за место около склона, приземляясь поближе к старту.

Такие напряженные полеты у меня были только здесь и на Юце. До твердой земли камней, проводов и кустов считанные метры, сзади впереди и слева другие пилоты – они так близко, что иногда мы переговариваемся, не повышая голоса. Голова должна постоянно крутиться на «360 во всех измерениях», иначе я рискую, не только собой. Слабый поток вынуждает лететь на поджатых клевантах, на минимальной скорости. Руки быстро устают и начинают сигнализировать об этом болью, но сознание полностью обращено к окружающему пространству и к скупым попискиваниям вариометра.

Но с земли смотреть на полеты такими плотными и большими группами на малой высоте очень здорово, являясь частью всего этого зрелища, мы редко оцениваем его эстетическую сторону. В тот день оставалось довольствоваться малым…

Но уже на следующее утро ветер уже дышал с юга, небо было ярко голубым, мы чувствовали все перспективы дня. Цель была поставлена в Ялтушкове - дистанция 51,4 км. После открытия стартового окна два-три параплана постоянно дежурили в воздухе, динамик почти отсутствовал, но прогрев склона позволял пилотам не проваливаться сильно ниже старта. На этот склон нельзя приземлиться, если опустишься на 8 метров ниже  уровня старта – крутой травянистый склон превращается в вертикальную каменную стенку, под ней кусты и деревья, посадка остается только внизу на берегу реки. Периодически кто-то закручивал поток, народ срывался со старта в термик. Он безнадежно рассыпался, все спешили к новому термику, но потолок в 90 метров казался непробиваемым. “Аквариум”, в котором мы сегодня метались был шире и выше вчерашнего, но от границ нашей деревни мы почти не отходили.    

Но вот наконец-то, после 7-10 коротких полетов, «паровоз» из 10-15 куполов в хорошем потоке начинает уходить в небо строгой красивой спиралью, случайные зрители испытывают эйфорию, широко открывают глаза и рты, на время забывают о картошке, корове и тд...

Пилоты в потоке в это время переживают радость и восторг, но им нужно держать свой плюс, не мешая друг другу. Их радость несколько сдержана, они могут улыбаться со сжатыми зубами, но бешеные энергии рвутся из сердца сквозь тело. Свист ветра и перегрузка пробуждают их. Этот поток сегодня самый большой подарок солнца и земли своим пернатым детям. Возможно, второго шанса подняться к облакам сегодня не будет, здесь так бывает часто…

Но есть ещё пилоты на старте и в воздухе около старта и в самом низу у подножия горы. Сам я часто оказывался среди них, держался глазами за удаляющиеся купола и, задыхаясь, поднимался по крутому склону. Скорее на старт, там еще есть купола, есть люди с которыми я буду бороться за высоту, еще есть шансы достигнуть цель. В такие минуты разум и мой дух жаждали только одного, небесное притяжение становилось целью и смыслом жизни. Призрачная цель полета на северо-востоке утрачивала свое значение.

В тот день мне повезло больше других, в потоке удалось набрать более 500 метров, я на километр приблизился к Ялтушкову и сейчас летел над огромной пашней, ожидая нового потока. Снос был незначительный, почти не помогал маршруту. Большой паровоз рассыпался вместе с первым потоком, и теперь мы набирали 1,5-2 метра высоты в секунду в компании 4 человек. Напротив меня крутил украинский пилот Гома, экс-чемпион России, мы приближались к нижней кромке облака. На высотомере 1700 метров, высокая влажность, холодный воздух морозит руки. Подо мной украинская земля – сотни полей, пролесков, виноградники, деревни ориентиров нет. Смотрю на GPS, к цели приблизился на 10 километров, поворачиваю строго на Ялтушков, иду под облаком. Гома уходит влево - наверное, увидел там хорошее облако для набора. Я сохраняю курс на цель, остаюсь в одиночестве. Земля богата контрастами, потоки находились хорошие. Реактивным полет не назовешь – долгий набор высоты почти на одном месте, переход к цели 5-7 км и новый набор. К концу маршрута замечаю красный параплан, набирающий высоту слева, впереди меня догоняю его встаю рядом в поток. По GPS до цели 5 километров, озера перед поселком Ялтушков напоминают те, что были изображены на карте. Андрей, так звали пилота, тоже не знал точно, где будет финишная линяя, он полетел к озерам. Через минуту  я увидел белый квадрат на поле и машину подбора у дороги, осторожно сбросив высоту, прошел над финишным створом и приземлился. Весь полет занял 3 часа 15 минут.

20 минут спустя на финише собралось 6 человек, все из первого паровоза. Миша Петровский очень доволен, много Стайеров долетело до цели. Он сам сегодня на старте обнаружил, что нервюры в правом ухе его совсем нового параплана не пришиты к верхнему и нижнему полотнищам а…. приколоты булавками. Тогда он вспомнил крепкими словами сотрудников своей фирмы и был очень зол, но лететь решился.

 

Продолжение следует…     

 




Гостевая
Форумы
Поиск
Подписка
Погода

Design and support by e-Symbol, 2001