Новости
Наш авиацентр
Обучение
Статьи и юмор
FAQ
Спортивная жизнь
Фотографии
Места полетов
Безопасность
Ссылки
Контакты

-= Из нашей почты =-
Фирсов П.С.
Андрей Кареткин
Саша Уклист
Валерий Гвозд
Григорий Бондаренко
Дмитрий Масленников
Катерина Школина
Юра Дьячков
Наташа Евсеева
Алексей Малышев
Алексей Фомичев
Марина Щелкунова

Гималайские сотни

Свист ветра стих. Приблизившись к освещенному склону горы, я отпустил подножку акселератора. Теперь мое мягкое крыло колеблется и замирает, проходя через турбулентный воздух. Прекрасный залитый солнцем пейзаж ускользает от моего внимания.
Почти все эмоции сейчас надежно отделены от сознания стеной цифр и символов. Имя цели B015, расстояние 20 км, скорость снижения -0.5 м/с, горизонтальная скорость 37 км/ч, и, конечно, 13:48 это всего лишь время дня, но ему подчиняется солнце, ветер и восходящие потоки.
По правилам нашей игры я могу влиять на все скорости,названия целей и даже на высоту.Но время...время можно только ценить и экономить.В небе рядом по мной нет других пилотов, время мой единственный соперник.
"Слишком поздно" - это мое поражение."Слишком рано" - это моя фора.Сейчас у меня в запасе 10 минут. Они позволят мне вернуться домой, если потоки скиснут раньше срока.
Кипящий воздух выносит меня над скалами. Камни, дающие мне высоту и свободу сейчас, через миг могут меня покалечить, но таковы правила игры. Черные кристаллы снова подпрыгивают на LCD экране брюника. Отловить заброс и лететь дальше. Я отдам свое время только за надежный подъем. B15 сдается без боя. Вместе со мной точку берет лысый гриф, уже пять километров он сидит у меня на хвосте во время переходов и помогает центровать термики.
Два ущелья до и после Дарамсалы пройду с запасом высоты - там негде садиться.
Все теперь знакомый сценарий:облака теряют форму и выползают из гор в долину. Нужно нащупать хай-вей под их кромкой и лететь назад без снижения. В 15 километрах от Бира я уже точно знаю, что долечу.
Здесь у Big-фэйса начинается моя домашняя территория - моя песочница. Эти склоны я знаю лучше, чем центр родного мегаполиса.
Би-пип.."Arving destination" - до стартовой точки З63 метра - цель достигнута.
Знакомое чувство тотального расслабления. Многочасовая гонка закончена. Две минуты назад я был в зоне риска, теперь нет. Эта иллюзия так часто захватывает пилотов, пересекающих финишную черту. Она может больно ударить того, кто забыл об опасности. Остаться бдительным. Пока под ногами не окажется твердая земля. Задаю себе еще несколько поворотных точек, чтобы не лететь бесцельно.

Слабенькие потоки еще ползут по склонам гор,но над равниной воздух уже спит. Параплан медленно опускается в долину.Вокруг меня тишина не тронутая земными звуками. Варио молчит. Только свист строп и стук моего сердца. Как удивительно чистое крыло переносит меня в это состояние. Пять минут молчания перед посадкой. Я покинул бушующий океан и вернулся в свою гавань. Удовлетвореное сознание впитывает все красоты и чудеса, упущенные во время дневной гонки.
Знакомый куст перед посадочной площадкой уносится назад, купол замирает в воздухе и с шелестом опускается на землю. На посадке уже пусто, уходящее солнце почти не греет. Сегодня я до дна выпил всю погоду. Но это был лишь первый день марафона.
Что сегодня изменилось? Вторая моя сотня прошла как свежий глоток уверенности в своих силах. Год назад, когда я пролетел 107 на Аваксе это был праздник, сейчас нет. Просто тихая радость и ошущение того, что день прожит не зря.
Ошибки были, и это хорошо, это значит, что можно взять от места больше. Предел можно легко подвинуть: вылететь на час раньше - световой день даст еще 10-15 км, отладить тактику - еще 20 км, дождаться бомбовой погоды... Нууу погода от 30 до 60 может принести - это наше прямое благословение от небес, иногда проклятие life is life..

Замкнутые маршруты это одна из основных фишек Бира. Я прошел 100 метров от места посадки до дома, потом 100 метров до кафе или до машины на старт, 100 метров по горе до старта, и все, - остальное по воздуху. Никаких ночных автопоездок, никаких пеших прогулок по горам, только полеты, чистый параглайдинг.

Солнце снова восходит. Вылетаю пораньше, самая западная в соревновательном листе точка В16 еще никем не достигнута.
Она всего лишь на три километра дальше B15. Нужен совсем небольшой шажок за границы известного. Встречный ветер дует по скоростью 10км/ч. Это сильнее обычного. Он мешает мне лететь на запад - он поможет мне вернуться.
На горе за Дарамсалой нарисовался пупырь - этой есть моя точка. От него вниз тянется длинный гребень. Мне придется пройти над его подветренной теневой стороной.
Путаюсь набрать высоту, но поток слишком слаб. Три неизвестных километра не даются мне "на халяву". Высота перехода минимальна, скорость против ветра 25км/ч. Я медленно опускаюсь к темной стороне лесистого гребня в роторную зону. В километре от точки турбулентность начинает играть моим куполом. Короткий резкий заброс, крыло взмывает. Через мнгновенье клюет вперед и проваливается. Еще немного, и я протараню ногами кроны елей.
Но подо мной уже перегиб. Все больше восходящих струй.Пробиваюсь вперед и ловлю короткую "тройку".За нее можно уцепиться.
Неласковый воздух выносит меня над вершиной. До облака я не добрался, но над рельефом уже двести метров. Виртуальный цилиндр вокруг B16 заполнен моими спиралями, можно лететь назад.
Теперь ветер попутный. Турбулентность несильная. Переключаю GPS на стартовую точку D01. Немного расслабляюсь, наблюдая как сокращается расстояние до цели на LCD-экране.
Внезапный хлопок. Поджимаю клеванты и ловлю взглядом свой купол. Сейчас он похож на скомканую простыню.Через несколько мнгновений крыло раскрывается и с большим провалом набирает скорость. Крутая погодка! Таких колапсов в этом году я еще не ловил.
Ладно, будем держать высоту. Три хребта прохожу без проблем. Впереди самый сложный склон с длинными и высокими гребнями, уходящими в долину. До первого гребня километр. Земная скорость 70км/ч... многовато для первой ступени акселя. 20км/ч дает ветер…не слабо задуло.
У склона термиков нет, зато колбасит...опускаюсь до 2500.Теперь придется лететь у рельефа потоков по прежнему нет. Опускаюсь на 2400, потом на 2300. Бессилие и несвобода сжимают горло. Это самое ужасное, что можно испытать в полете. Глаза ищут у склонов и в долине. Ищут опору для надежды. Мышцы напряжены.
Кажется рот и жар большими порциями выходят из тела, проникая сквозь зимний комбез и лайкру. Стресс беспощадно сжирает энергию. Пока не за что зацепиться, пока нет действия, на которое будут мобилизованы все ресурсы.
Ну вот, наконец, два грифа закручивают в 500 метрах от меня. Я к вам, ребята. Дохлый +0,5 с трудом центруется. Борюсь с соблазном лететь на следующий гребень.2300 мой нижний предел, под ним нет ничего кроме роторов и воздушных ям.
Облизывая солнечный склон, я поднимаюсь на 20-30см в секунду. Спиралить трудно:ветер мнгновенно сносит параплан за перегиб. Турбулентность бьет и раскачивает крыло. Мои ласковые гималаи превратились вдруг в агрессивные горы греческой Калавриты.
Теперь мне предстоит долгий напряженный подьем к белоснежным облачным платформам. На поджатых клевантах ползу по юго-западному гребню. Сознание непрерывно фильтрует термические забросы. Этот попустить, здесь спираль, здесь восьмерка. Ну вот дождался. Подошла стабильная единичка, можно сноситься с ней.
Какой кайф снова возвращаться на прохладную высоту. Облако тянет меня, и с каждым витком спирали я становлюсь свободнее.Пыльная земная дорога далеко внизу. Небесное шоссе передо мной пустует, остается лишь выжать акселератор.
Солнце снова уходит за горизонт, позволив мне разменять вторую сотню километров и приземлиться рядом с домом.
Итог дня 116 км за пять часов. Новая сотня - новый личный рекорд. Чувства усталости нет, только мышцы побаливают. Километры пульсируют во мне, забивая чувство голода. Но дозаправка все же нужна. Момо: жареные пельмени с картошкой и сыром это проверенное топливо с высоким актановым числом.
Балкончик тибетского кафе оккупирован русскими пилотами. Рома из Сургута сегодня тоже приземлился в Бире. Когда я сел за стол, он уге переваривал свои момо.
Такси привозит недолетевших ребят. Вадим Буграцевич и Алекс поднимаются на балкончик и вливаются в традиционную болтовню о полетах.
Ромарио с усмешкой проехался по спортивному результату Вадима, совершившего посадку в раёне Палампура.
- А сам ты где сел!?
- Здесь, ответил довольный Рома, разбавляя виски.
- Ты даже до Алекса не долетел, чайник! Как увидел, как Алекса колбасит - назад повернул.
- Ну, а че.. да. Я тут до красного потом два раза слетал.
- Хороший спортсмен - между двух хребтов метаться. В роторах против ветра побороться слабо!?
На столе появились две тарелки горячих момо и разговор смягчился.
Вадим, конечно, прав. В сегодняшних необычных условиях, имея поставленную цель можно было получить ценный опыт. Горы смешали карты. Гималаи не хотят надоедать нам одинаковой погодой.
90 километров хребта от Манди до Дхарамсалы это очень много. Сегодня встречный ветер перекрывает дорогу, а завтра высокая облачность откроет для нас недоступные прежде территории. Не проморгать бы.
На завтра договорились бить рекорд места с Колей Шороховым, вдвоем будет веселее накручивать километры.

Утро. пью чай на крыше кафе. Яркий солнечный свет заливает дома и храмы тибетской колонии. На земле уже вовсю копошатся люди. Торговцы, водители, рабочие производят сотни движений, наполняя улицы жизнью. А здесь, всего на пять метров выше людей почти нет. Это пространство гораздо чище и прозрачней. В нем звучат колокольчики, трепещутся флажки со словами молитв, и летают птицы. В нем больше солнечных лучей и ласкового восточного ветра.
Этот ветерок поможет нам на пути в Дарамсалу.
Машина подана. Колеса джипа перетерают дорожный гравий. Часовой подъем на старт дает возможность расслабится перед пятичасовой гонкой. Поднимаемся наверх хоть 30 метров высоты стоит прочувствовать своими ногами, чтобы в воздухе не рисковать высотой понапрасну. Шипящая радиостанция и камера на шлеме вкупе с тремя LCD экранами на кокпите усиливают стресс перед стартом.
Пилот в снаряжении на земле почти также неуклюж, как аквалангист на суше.
Взлетев, забываю обо всех неудобствах. Шорохов уже в воздухе. Нужно набирать высоту.
Первый набор-самый долгий. Восточные склоны неохотно отпускают вверх теплый воздух. Ну,будем терпеть. Спокойствие. Работа, спокойствие на неизменной высоте.
Пока нулевое снижение обратится в подъем 0,3м/с, затем в 0,5. Я знаю, это неизбежно, просто расслабится и дожить, поток будет.
Вскоре лифт пришел: солнце и воздух сделали свою работу. Теперь мы на высоте.
Через несколько минут дохожу до плотины. Устойчивого подъема нет. Протягиваю от склона через минуса.
Вдруг купол хлопнул. Полный колапс. Тело в невесомости, всего на несколько мнгновений. Крыло раскрывается, но я продолжаю сыпаться. Как неуютно. До скал еще 150 метров. Нисходняк закончился, параплан вернулся в нормальный режим. Мой разум привычно выстраивает карту потоков и турбулентных зон в пространстве, прикидывает высоту для перехода к Биг-фэйс'у. Но пальцы на руках подрагивают.Потеря опоры-безусловный человеческий страх. Пусть сознание привыкло не думать о смерти, но тело не перестроить. Падение это опасность. Инстинкт не дремлет всякий раз,когда я ловлю колапс. Ему плевать на безопасную высоту и на запасной парашют. Адреналин вовремя поступит в кровь, чтобы спасти меня. Для инстинкта не существует ложных тревог.
Правда на большой высоте, когда горный пейзаж внизу становится почти статичной картинкой, турбулентность и сложения можно пройти с улыбкой.Трехмерная свобода это самый мощный антидепрессант.
Кстати, о высоте, Коля уже метров на 500 выше. Я сделал серию ошибок и безнадежно отстал.
Мы поочередно проходим за Дарамсалу и берем точку B15.Через час я теряю Бумеранг Коли из поля зрения.
Еще один переход и на меня нападает гнетущая апатия. Шорохов упущен, я устал,"хочу спать" и прочая муть незаметно подмывает отлаженные гоночные схемы. Вот я пересидел в единичном потоке, теперь неграмотно перешел.
Так-так собраться! Еще 20км до Бира и куча времени на антенну в 15км от стартовой точки.ַ
Динамичный +3 возвращает меня и жизни. Гонка за лидером не прощает спящих. Вперед!
52 километра в час на акселе. Какой из этих трех оранжевых куполов Колин бумер? Неважно, по-любому встретимся. До старта 3,6 км.

Ловлю мощный восходящий поток. Плюс два переходит в три, три с половиной. Варио взвывает - забросы до +5. Держусь на ядре в крутой спирали. Весь вес тела на левую консоль. Враспорку держу тело в подвеске. Напряженные ноги упираются в доску обтекателя. На усреднителе варио +3,5 стабильный лифт, долгий.
Скоро 3000, поток не слабеет. Я устал держать все тело в напряжении, но не могу бросить свой плюс.
Центробежная перегрузка. Как во сне мое внимание выпадает из потока и спокойно висит где-то рядом. Рефлексы держат спираль,а мозг ушел в пограничное состояние.
Здесь,я тут. Варио орет клеванты в руках. Потолок должен быть рядом.
Высота 3200 термик распадается. Все можно расслабится,но не умереть! Аксель в пол!!!
Черный треугольник на GPS карте приближается к большому кругу в центре которого D01.
Сейчас я воткнусь в цилиндр. Эта картина всегда железно ассоциируется у меня со сперматозоидом, входящим в яйцеклетку.
Но у треугольничка на GPS в отличии от сперматозоида еще много целей, поэтому он здесь долго не задержится. Вспомнить бы имя следующей точки- антенны на хребте.
Ладно, будем скромнее ставлю B44 trаinstation. Всего 10 км до нее. Дважды обработав потоки, долетаю до станции.
Бумеранга не видно. Странно, Коля давно должен был возвращаться. Иду дальше по южному хребту. Наконец-то вижу Бумер.
Через пять минут расходимся с Шороховым встречными курсами. Между BЗ1 и BЗ2.Он обогнал меня всего на семь километров, это радует.Значит, не так уж я медленно летел. Беру B32 и поворачиваю назад.
32-я точка всего на 3км ближе намеченной радиоантенны B33.
Коля идет на километр впереди,чуть выше.Следуя за ним,огибаю хребет с Trainstation. Как приятно лететь без спиралей и наблюдать за растущей высотой. Но крыло побалтывает термичными пузырями. Это чтобы жизнь медом не казалась.
Зеленые шапки горных елей проплывают в 50 метрах подо мной. Еще одна трель варио, и я выхожу над гребнем.
Сколько раз до этого пытался вот так красиво пройти по высокому хребту с набором. Всегда обламывался, только время терял. А сейчас получается- красота.Погода позволяет-мы летим.Спасибо Коле-показал дорожку.
Начало пятого, подхожу к старту. Там ждет плюс два! Чудо-погода. Даже усталость ушла куда-то. Долетом беру красный монастырь B04 и поворачиваю в Бир.
Свобода, спокойствие и красота. Акселератор давлю без опаски.
Солнце уже скоро скроется за горы. Но пока оно обращает стены домов колонии и крыши буддиских монастырей в божественные цвета. Праздник заходящего солнца над Биром встречает усталых пилотов.
Шорохов стоит на посадочной площадке, рядом лежит его бело-рыжий купол.
Пролетаю на торможении и встаю на землю в 20 метрах от него.
Пять часов, 35 минут в воздухе, 140 км над Гималаями - день прожит не зря!! У Коли маршрут 157 км по нескромным подсчетам. Прошлый рекорд французского пилота - 132 км продержался 14 лет.
Теперь рекорд этого летного места пренадлежит России!

Итак, три дня гонок позади, маршрут снова замкнут. А работа любой силы по замкнутому контуру равна нулю. Моя сила вновь совершила нулевую работу, т.е. никак не повлияла на окружающую среду.
Если завтра будет жарче, или выпадет снег, это случится независимо от сегодняшнего полета. Мир не изменился, но теперь я знаю о нем больше.
Гималаи снова показали нам свою любовь. И я все больше влюбляюсь в это место. Теперь я могу танцевать здесь, в дикой свободе, над прекрасной мощью Земли.
Еше несколько капель естественной красоты я добавлю в каждый новый полет, и уже не буду чужаком для рожденных здесь птиц.


Дмитрий Масленников март - 2006 год.




Гостевая
Форумы
Поиск
Подписка
Погода

Design and support by e-Symbol, 2001