Новости
Наш авиацентр
Обучение
Статьи и юмор
FAQ
Спортивная жизнь
Фотографии
Места полетов
Безопасность
Ссылки
Контакты

-= Из нашей почты =-
Фирсов П.С.
Андрей Кареткин
Саша Уклист
Валерий Гвозд
Григорий Бондаренко
Дмитрий Масленников
Катерина Школина
Юра Дьячков
Наташа Евсеева
Алексей Малышев
Алексей Фомичев
Марина Щелкунова

 

 

Президенту, премьеру Российской Федерации и мэру города Москвы

о ситуации в детско-юношеской сверхлёгкой авиации

и других сложных научно-технических приложениях.

 

24 марта 2009 года                                                                                                             г. Москва

 

Президенту Российской Федерации
      Медведеву Д.А.

Председателю Правительства Российской Федерации
      Путину В.В.

Мэру города Москвы
      Лужкову Ю.М.

 

«О детско-юношеской подготовке пилотов Сверхлёгкой авиации и научно-техническом воспитании подростков»

             Уважаемые Дмитрий Анатольевич, Владимир Владимирович  и Юрий Михайлович!

 

Вначале – искренне прошу извинить меня за то, что отрываю Вас от крайне важных государственных дел. Всю жизнь решал задачи без высоких обращений. Однако, сложившаяся сегодня устойчивая ситуация на уничтожение возможности нашим детям и внукам заниматься сложными научно-техническими видами деятельности, вошла в такую фазу, при которой мы дошли до «точки возврата» - быть или не быть нашей стране «великой и могучей», где комфортно живётся её жителям, или же – быть разорённой, слабой, сырьевой кладовой процветающих западных, восточных и иных цивилизаций.

 

     О себе. Я – Фирсов Павел Семёнович, 1947 года рождения. Образование – высшее. Первое – Московский авиационный институт (окончил в 1973г), специальность – плазменные, ионные, атомные ракетные двигатели и энергетические установки, вторая – Институт зкономики, политики и права (окончил в 2005г) – специальность – гражданское право (есть и другие). Преддипломную практику, защиту диплома – в ИАЭ (в лаборатории больших лазерных систем), и, затем всю жизнь проработал в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова, вначале инженером, затем – научным сотрудником. Занимался вопросами управляемого термоядерного синтеза, по которым Советский Союз был лидером среди мировых держав. При свершившемся в стране развале и прекращении финансирования мощной термоядерной установки (ответственным за которую я был), в строительстве которой участвовал весь Советский Союз, стало ясно, что в области термояда, мы потеряли не только лидерство, но и целые школы советских физиков. Много моих коллег перебралось временно или на ПМЖ в США, Францию, Японию. Я решил задачу иначе. Ушёл на пенсию и вплотную занялся подростками. Благо – был опыт преподавания в средней и высшей школе. Кроме того, ещё в 3 классе организовал в школе авиамодельный кружок, который преобразовался в 1962-63 годах в станцию юных техников на общественных началах, директором которой я стал. Это было на Ставрополье. Несмотря на серию катастрофических изменений остатки этой станции, благодаря школьникам, выпускникам и учителям школы существуют и поныне.

 

В 1978 году у нас в институте молодыми физиками был организован дельтапланерный клуб. Благодаря кажущейся простоте постройки и управления дельтапланом в стране возник острый интерес к освоении воздушного пространства. Так как в дельтапланеризм пришли и люди весьма далёкие от авиации – возник чудовищный травматизм с летальным исходом. На заседании Федерации дельтапланерного спорта мы решили организовать курсы по обучению всех, кто уже летал, летает или собирается летать. Курсы были организованы в нашем дельтаклубе на базе Курчатовского института. Руководителем курсов назначили меня. ФДС СССР были разработаны методические, нормативные и другие, необходимые документы. Преподавателями были ведущие пилоты Москвы, области и страны, приглашались специалисты из профильных институтов и ведомств. Занимались подготовкой и переподготовкой инструкторов общественников и судей по дельтапланерному спорту.  Здесь же, на параллельных курсах, мы готовили и руководителей полётов. Аналогичные курсы по первоначальной лётной подготовке были организованы и в других районах Советского Союза. Острота травматизма была снята.

Однако с перестройкой в нашей стране - возникли свой «Карабах и Сумгаит» и в дельтаклубе Курчатовец и других дельтаклубах. Корни ведь одни.

 

В 1985 году организовал в ИАЭ им. Курчатова первый в стране подростковый дельтапланерный клуб. За несколько лет удалось доказать, что дети не только могут самостоятельно летать, но и летать с несравнимо более высокой степенью безопасности, чем «взрослые». К 1990 году мы готовы были на практике показать нашу работу. К 93 году удалось провести первые в стране детско-юношеские соревнование по дельтапланерному и парапланерному спорту – первенство России и СНГ среди детей. Несмотря не подавляющее превосходство нашего клуба на этих соревнованиях, мы рады были поделиться всем, что имеем и умеем с детьми и подростками других регионов страны (белорусов мы просто кормили, так как их «зайчики» в магазинах не признавались за деньги). Мои дети установили дружеские контакты с ребятами и девчонками из Крыма, Ахтубинска, Брянска, Кисловодска, Армавира, Сибирского региона и т.д. С тех пор обучение полётам детей и подростков на сверхлёгких летательных аппаратах (СЛА) (взлётный вес которых до 495 кг), при выполнении определённых условий и требований,  по всей стране стал общепризнанным.

В соответствии с законодательством, в 1991 году клуб в Управлении юстиции г. Москвы был зарегистрирован как региональная общественная организация. В начале этого века прошли перерегистрацию и юридически стали называться как Региональная общественная организация «Деско-юношеский авиацентр сверхлёгкой авиации «Пульсар». К этому моменту мы обучали детей полётам на дельтапланах, парапланах, дельталётах и планерах.

В 90-х годах в «Пульсаре» удалось реализовать формулу авиаторов прошлого века: от модели – к планеру, с планера – на самолёт. Только в качестве планера стали ещё и дельтаплан с парапланом, а в качестве самолёта – дельталёт и парамотор. Мы успели научить уверенно самостоятельно пилотировать летательные аппараты несколько сотен московских мальчишек и девчонок. Многие наши воспитанники защитили диссертации, стали штурманами ВВС, служат в других войсках, руководят научными лабораториями, работают в знаковых учреждения России, в лицо знают и уважают их и на чемпионатах и кубках Европы и мира. Не буду козырять здесь цифрами – сколько взращено спортсменов-разрядников,  мастеров спорта России, и т.п. (скажу лишь, что по оценкам моих ребят более полусотни чемпионов и призёров страны – пульсаровцы).

В Москве мы не замыкались внутри Авиацентра. Установили контакты с Управлением образования СЗАО (начальник Управления – Батракова Гелия Михайловна - смелая и честная женщина, много сделала, чтобы сотни мальчишек и девчонок поднялись в воздух, самостоятельно пилотируя летательные аппараты). Создали секцию во Дворце пионеров на Ленинских горах. Организовывали секции и в других школьных учреждениях Москвы и подмосковья.

Мы понимали, что для Москвы нужен был государственный Авиацентр, подобный нашей общественной организации. И именно городской, а не районный. Организовали Государственное учреждение города Москвы «Деско-юношеский авиацентр сверхлёгкой авиации «Московские стрижи». (Распоряжение правительства Москвы от 13.02.2003 n 211-рп.). 1 сентября – было официальное открытие Центра, а уже 1 октября префектура СЗАО заявила нам - мы ей не нужны. И нас вынудили всех уйти. Префектуре СЗАО нужен развлекательный центр, а не авиация. И эти люди определяют «магистральный путь развития молодёжной политики».

     В1994 году я согласился стать и директором юношеской планерной школы МГС РОСТО. Юношеская планерная школа (ЮПШ) была перерегистрирована в специализированную спортивно-техническую школу сверхлёгкой авиации и планеризма «Московские стрижи». Пришлось за свои деньги выкупать разворованную технику школы ЮПШ.

После гибели начальника Московского регионального авиационного отдела Лобова А.И. (он был в том роковом полёте в одном вертолёте с офмальтологом Святославом Фёдоровым), деятельность РОСТошной школы была парализована руководством МГС РОСТО и ЦС РОСТО. Все лётчики-инструктора и другие сотрудники вынуждены были покинуть эту школу.

Мы увидели, что РОСТО – это не ДОСААФ. Сознательно ставить знак равенства здесь, по моему мнению - преступно. Уставное словоблудие РОСТО вводит в заблуждение людей далёких от этой организации. РОСТО принципиально, в корне отличается от трудного, но славного трудяги ДОСААФа. Не буду здесь углубляться в этом вопросе – много места займёт.

Однако обойти этот вопрос – нельзя. Установлена порочная связь: если  любая организация занимается сложной научно-технической деятельностью с молодёжью (например, как в нашем случае, обучение детей и подростков полётам на сверхлёгких летательных аппаратах) то она считается придатком РОСТО.

Ну не нужны этим структурам сложные научно-технические увлечения детей и подростков и, не дай бог, ещё и потенциально травмоопасные, такие, например, как сверхлёгкая авиация (да ещё и не приносящие дохода). Даже иметь у себя такое государственное учреждение - уж больно хлопотное это дело. Мозги вскипают у подобных чиновников от этого.  Куда понятнее для них развлекательно-досуговые молодёжные центры, коих в Москве, благодаря бюджетным финансовым вливаниям предостаточно. Мы с Вами понимаем, что для научно-технического творчества нужны свои условия, которые кардинально отличаются от условий развлекательно-досуговых центров.

Наших детей и подростков не удивишь киберами, теле- и интернетовскими страшилками, но… Каждый из нас мечтал летать как птица. Каждый хоть раз летал во сне. Эта неограниченная свобода, бесконечные горизонты, тайны и невероятные пейзажи, ….смотришь на Землю с высоты птичьего полёта и видишь ее в совершенно новом виде. Все обычное с высоты кажется другим. А вокруг - только небо, крыло и ты, твоё мастерство пилота. В эти минуты чувствуешь - радость, восторг, любовь к этому миру. Это невозможно забыть, оно остаётся в душе навсегда. И восприятие современных подростков здесь не отличается от наших с Вами детских восприятий.

Авиационные виды спорта были популярны в советской стране, когда все мечтали быть летчиками, космонавтами, когда был соответствующий порыв, настрой. Однако и сегодняшней России нужно иметь чёткий ответ на вопрос - кто будет двигать российское авиастроение, космонавтику, термояд завтра, обеспечивая конкурентоспособность отраслей на мировом уровне. Об этом заботится правительство любой уважающей себя страны. Например: в прагматичных США авиамоделистов, дельта- и парапланеристов - не менее, чем по 10 миллионов в каждом виде авиации.  Конгресс США выделяет из госбюджета миллиарды долларов на развитие любительской авиации в стране. И это весьма полезное, плодотворное для страны увлечение. Простите, но я не буду здесь говорить Вам об отвлечении подростков от тлетворного влияния улицы, наркомании, ранней проституции и т. п. негативах, и что не каждый родитель может финансово обеспечить своего ребёнка даже для занятия авиамоделизмом, просто в силу того, что нет доступных авианаборов (как в советское время), а сосновые рейки, например, не пилят в России - привозят их из Германии. Не говоря уж о приобретении летательного аппарата для обучения своего ребёнка. Это и так ясно.

Увлечение авиацией в СССР в 30-х годах или космосом в 60-х ХХ века возникло не само по себе. Это результат целенаправленной государственной политики. Учитывая сегодняшнее состояние страны – из создавшегося положения по вопросам обеспечения увлечённости детско-юношеских возрастных групп сложными научно-техническими видами деятельности, нужно выбираться «всем миром». Всему обществу, включая высшие эшелоны власти. Если мы не будем платить сегодня, сейчас, то завтра - будем расплачиваться. И если «платить» нужно на благо наших российских детей и подростков, то расплачиваться нужно будет с иностранцами. Это, по-видимому, мы проходим уже сегодня.

 

Поэтому, в сложившейся структуре власти в стране – нужны Ваши принципиальные политические и экономические решения, которые предоставят возможность нашим детям познавать мир радости от самостоятельного полёта, захватывающий мир научно-технического творчества, а не кучковаться от безисходности в тусовках, пополняя криминальный мир новыми кадрами.

Сегодня срочно в России нужно государственно структуировать деятельность подобную нашей, например, через создание национальных аэроклубов (в том числе и детско-юношеских), профильные федерации, связав эти структуры через компактную государственную структуру с чёткими, взаимо утверждёнными полномочиями. Для этого, история нашей страны предоставляет отличные примеры. Естественно, нужно использовать и опыт других стран, например, Франции. Хотя там пока и нет детско-юношеских первенств страны по видам авиационного спорта. Слово «спорт» - не должно являться определяющим, иначе – получим мутанта, а не подростковое научно-техническое творчество.

 

По городу Москве. В силу потери городом пригодных для обучения детей и подростков полётам на СЛА площадок (закрытие аэродромов и хаотичная застройка), нужна политическая воля для выделения в пределах города площадки с подходящей аэрологической обстановкой, на которой нужно создать всю необходимую инфраструктуру для детско-юношеского авиацентра, которая обеспечит на высоком уровне безопасности подготовку юных пилотов на самом массовом и травмоопасном этапе обучения – взлётам и посадкам, как с ног, так и на буксировке. Территория авиацентра должна быть обязательно максимально удобна для использования детьми обычного городского транспорта.

Такие территории в городе ещё пока есть. И не нужно кивать на область. Это всё равно, что прятать голову в песок. Территория Московской (или иной) области нужна будет для следующего этапа обучения (обучение на больших высотах, дальние полёты и др.). Но это несколько иная тема.

 

Здесь я всё изложил, по возможности, крайне политкорректно и кратко, без объяснений, не вдаваясь в подробности. Каждый пункт готов защитить фактами, цифрами, именами, фамилиями.

Надеюсь на взаимопонимание и Вашу активность в решении вопросов как обучения азам летания, так и воспитания и активного вовлечения российских детей и подростков в аэрокосмическую и другие научно-технические виды деятельности нашего общества.

 

С уважением

директор Региональной общественной организации

«Детско-юношеский авиационный центр «Пульсар»

судья Всесоюзной категории по дельтапланерному спорту                       П. Фирсов

Адрес.  +    firsov_ps@mail.ru     newpulsar@on.ru    

 

К САЙТУ
 

Наш сайт с 2008 г. мы вынуждено «подзаморозили». Накопилось много причин. И внутренних и внешних.
   

Можно сколько угодно на своих московских (рязанских, псковских, ставропольских, сибирских ….) «кухнях» обсуждать катастрофическое состояние, в которое ввергнута наша страна, но пора бы и выйти из состояния анабиоза.
    По просьбе моих товарищей, я решил на сайте познакомить с некоторыми работами, которые проводятся в последние годы. И «обстучаться» мыслями.
    Не считаю нужным выкладывать все материалы.
Если использую факты, или результаты работы, то лишь те, в работе которых участвовал сам лично. Поэтому прошу прощения, если Вам покажется, что я «якаю». Сверхлёгкая авиация, как и любая сложная научно-техническая деятельность человека, всегда коллективная. Ответственность – персональная. Поэтому, считаю, что не в праве использовать «крышу» какой-либо организации.

Любая серьёзная научно-техническая деятельность молодёжи в последние десятилетия в нашей стране – является априори не форматной. И, если в Советском Союзе увлечения людей научно-техническим творчеством автоматически считалось ДОСААФским, то сегодня, в результате развала страны, исчезли и фундаментальные основы функционирования подобной деятельности. В СССР ДОСААФ был, выражаясь новоязычием, как брэнд. Любой директор завода, председатель колхоза, ректор института, профком мог своим решением создавать и финансировать авиационные, морские, авто- мотолюбительские кружки и секции. Людям, перенесшим на своих плечах войну, не нужно было объяснять необходимость привлечение молодёжи к занятиям научно-техническим творчеством и техническими видами спорта. Знаю не понаслышке. Сам состоял в ДОСААФ с 50-х годов теперь уже прошлого века.

Новоявленная организация, объявившая себя правоприемницей советского ДОСААФ, лихо в своём уставе вписала ответственность за научно-технические виды спорта и увлечения молодёжи в стране. Вписать то вписала, но, жизнь, как говорится, изменилась. Король-то, оказался – голый. Фундаментальные основы существования, какие были у ДОСААФ, исчезли. Да и пришедшие на смену старшему поколению управленцы, не нюхали пороха, а работали замами по парт- хозчасти и подобным «жизненным школам», или же, пришедшие в начальники в силу своей профнепригодности по основной специальности.

У нас в Москве, на «междусобойчике» соответствующего уровня были поделены сферы влияния между Департаментом физической культуры и спорта и РОСТО с жёстким выдерживанием невмешательства в разделённые сферы влияния. Ну а московским властным структурам это и нужно. По любому вопросу – не к ним, а к РОСТОшникам. Прелесть, а не жизнь. Приватизация – в действии. А то, что подобный делёж даже с точки зрения здравого смысла – является преступным – так, а кому сейчас легко! Уничтожаются аэродромы, вместо передовых технологий аэрокосмической промышленности – сковородки и кастрюли, а вы тут со своими болячками мелочитесь. Дети, подростки, да не дай бог - травматизм. А финансирование откуда? Ведь «с верху» указаний нет.

Выкладываемое письмо и справка были написаны весной. Поэтому в них не отражены события последнего времени.

Попытка воссоздания ДОСААФ в той концепции, которую я знаю из СМИ, обречена на свою «карманную» организацию оборонного министерства, результаты работы которого видно по попыткам реорганизовать вооружённые силы.
    Конечно, спору нет. Минобороны нужна подобная организация. Но причём здесь научно-техническое творчество молодёжи (и не только) в стране и технические виды спорта? Грамотные молодые люди нужны не только как солдаты войны, но и как научные сотрудники, инженеры на заводах и фабриках, агрономы и зоотехники в сельском хозяйстве, и т.д. и т.п. А Минобороны это надо?

Сегодня уже есть опыт (и положительный и отрицательный) в разных регионах страны. Московские условия, конечно же, резко отличаются от региональных. Но у нас больше общего, чем различий.

Я буду признателен всем, кто «варится в этой каше» за любые дельные мысли по под-нятому вопросу научно-технического творчества и, в частности, обеспечения жизнедеятельности детско-юношеской сверхлёгкой авиации.

Пишите пожалуйста на общий форум нашего сайта, или ко мне в личку firsov_ps@mail.ru . В силу того, что наш сайт очень старый, адрес его на-ходится во множестве не только всевозможных каталогов, но и у «порнушников», - поэтому каждый день приходит по 500 и более писем. Можно не распознать и уничтожить нужное письмо.
 

П.С. Фирсов


 




Гостевая
Форумы
Поиск
Подписка
Погода

Design and support by e-Symbol, 2001